В ночь с пятницы на субботу в тоннеле Харьковского метрополитена произошла авария — в последнем вагоне поезда раздался взрыв. По тревоге были подняты все службы. Спасательная операция проходила в районе станции метро «Маршала Жукова»…

Хочу сразу успокоить читателей: на самом деле непредвиденная ситуация в подземке была учебной. Однако к решению возникших «проблем» (а они были максимизированы) все службы отнеслись серьезно и ответственно. Главной задачей было отработать варианты спасения пассажиров метро, попавших в чрезвычайное положение. По «легенде» учений взрыв произошел в последнем вагоне поезда, движущегося в тоннеле, после чего включилось экстренное торможение состава, наполненного пассажирами. Учения начались примерно в час ночи, когда метрополитен уже закрыли для обычных пассажиров, и продолжались около часа.
Возле станции метро «Маршала Жукова» было как никогда людно, хотя на улице уже за полночь. Желающих понаблюдать за действиями спасателей — хоть отбавляй. Здесь и руководители различных структур, непосредственно принимающих участие в учениях (МЧС, «скорая помощь», метрополитен, правоохранительные органы), и представители районных властей (например Татьяна Топчий, председатель Фрунзенского РИКа), и местные предприниматели, которые с недавних пор постоянно ночуют возле своих киосков (их собираются снести), и приличное число обычных зевак, которых привлекли пожарные машины, вой сирен и множество милиционеров. Но главными наблюдателями за процессом стали харьковский городской голова Михаил Добкин и секретарь горсовета Геннадий Кернес.
Для «спасения» пассажиров задействовали пожарных, спасателей и горноспасателей (глубоко в тоннель могут пробраться только они), кареты «скорой помощи» и сотрудников Госавтоинспекции. Бегали спасатели, по рациям слышалось взволнованное: «Сколько пострадавших?», «Какая площадь возгорания?» И ответы: «Наши уже там», «Уточняем!» В процессе учений выяснилось, что одного только профессионализма и согласованности действий сотрудников спасательных служб недостаточно для того, чтобы эффективно справиться с возникшим ЧП и спасти людей.
Опоздали с перекрытием движения по Московскому проспекту. Несколько драгоценных минут потеряли из-за торговых палаток, которые блокировали подходы к одному из входов в подземку — пожарные шланги пришлось тащить в обход. Согласно плану учений, взрыв в тоннеле привел к «проседанию» гостиницы «Турист», но, как выяснилось, полностью эвакуировать оттуда людей не удастся из-за фонтана перед зданием — спасатели достанут лишь до пятого этажа. Кроме того, специалисты считают, что в реальных условиях проблем спасателям добавят и автомобили, припаркованные в дневное время в непосредственной близости от метро.
Обо всех недостатках и нестыковках во время учений было доложено мэру Харькова Михаилу Добкину.
Как сообщил журналистам командир спасательного отряда Юрий Кулиш, подобные учения в Харьковском метро проходят ежегодно, причем на разных станциях подземки. Станция «Маршала Жукова» — одна из средних по сложности, в отличие, скажем, от станций в центре города. Возможно, в следующем году «авария» случится на Холодной горе.