Гость «Прямой телефонной линии» – председатель Харьковской областной организации Всеукраинской общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль Украины» Анатолий Иванович Винник.

Ликвидаторам не желательно менять климат


– Здравствуйте, Анатолий Иванович, меня зовут Николай. Некоторое время назад Кабмин инициировал закон, урезающий льготы чернобыльцам. На какой стадии сейчас этот законопроект?

– В настоящий момент рассмотрение законопроекта № 7562 снято с повестки дня ВР, он оправлен на доработку, и скорее всего, его подадут на рассмотрение в новой редакции.

Первопричина возникновения этого законопроекта понятна: дефицит бюджета не позволяет в полном объеме профинансировать льготы, которые заложены в законе Украины о статусе и социальной защите участников ликвидации аварии на ЧАЭС.
Мы протестовали против принятия этого документа в основном потому, что в переходных положениях по чернобыльскому законодательству несколько раз упоминалось «в порядке, устанавливаемом Кабмином». То есть фактически Кабинет министров смог бы регулировать выплаты всевозможных компенсаций и льгот для чернобыльцев в «ручном режиме», что еще больше усугубило бы наше положение.

– Сколько чернобыльцев сегодня проживает в области?

– На Харьковщине проживает около 24,5 тыс. чернобыльцев. Из них около 300 – участники ядерных испытаний и лица, которые служили в подводном флоте или на ядерных объектах. Они тоже имеют статус чернобыльцев. Оставшиеся – ликвидаторы и переселенцы. Тех, кто принимал непосредственное участие в ликвидации – 12,8 тысячи. Изначально нас было больше – за эти годы почти 5,5 тыс. человек ушли из жизни - в основном по причине онкологических заболеваний. В целом же – если брать статистику смертности по области – чернобыльцы умирают в четыре раза чаще, чем другие жители.

– Беспокоит харьковчанин Михаил Петрович. Подскажите, в каких лечебных заведениях Харькова могут бесплатно лечиться чернобыльцы?

– Пройти курс лечения можно в областном диспансере (бывшей обкомовской больнице) на ул. Новгородской и в студенческой больнице № 20, где есть «чернобыльское» отделение. Хотя не отказывают и в других клиниках. Что касается стационарного медицинского обслуживания, то здесь придраться не к чему: питание выделяется в разы больше, чем для обычных больных, есть бесплатные медикаменты.

Кроме того, чернобыльцы имеют право на получение бесплатных лекарств по рецепту врачей, но здесь существует проблема. На эти цели государство выделяет смехотворную сумму – 4 грн. в месяц на человека.

– Анатолий Иванович, расскажите, в каких санаториях чернобыльцы могут оздоровиться?

– Санаторно-курортное лечение ежегодно получает только один из восьми чернобыльцев. И хотя на эти цели выделяется немало денег (к примеру, в 2011 году в госбюджете заложено 320 млн грн.), реально на курорты попадают не все. Мы несколько лет поднимаем вопрос о том, чтобы харьковчане оздоравливались в местных санаториях. Однако в результате проводимых тендеров эти учреждения не получают право принимать у себя ликвидаторов. Единственное, чего удалось добиться – в нынешних тендерах некоторое количество путевок отвоевали и харьковские санатории.

А ведь 85% чернобыльцев по рекомендации врачей должны лечиться в своей климатической зоне. У нас, к сожалению, есть грустная статистика, когда человек уезжает лечиться, к примеру, в Одесскую область, а обратно его привозят в гробу.

Пенсии нужно требовать через суд


– Добрый день, меня зовут Виктор. Скажите, какие шансы у чернобыльцев, стоящих в квартирной очереди, получить обещанное жилье?

– Обеспечение жильем – еще одна насущная проблема. Сейчас по области в очереди стоят 1700 семей, из которых около 700 – чернобыльцы-инвалиды. Изначально власти обещали ежегодно закладывать в бюджет страны по 150 млн грн. для строительства жилья чернобыльцам, однако процесс застопорился. Я много думал над этим вопросом и считаю, что проблему жилья при желании можно решить. К примеру, ввести для чернобыльцев беспроцентное ипотечное кредитование. Часть чернобыльцев согласилась бы на это, ведь многие занимаются коммерцией, имеют доход и вполне могли бы гасить кредит. Сейчас появились программы социального жилья, которые, надеюсь, откроют перспективы и нашим ребятам.

– Анатолий Иванович, какие-то льготы чернобыльцев распространяются на их семьи и детей?

– Если чернобылец ушел из жизни, муж или жена имеют право получать 50% пенсии умершего. Но тут тоже не все просто. Нужно доказывать, что человек умер от заболевания, которое получено в результате пребывания в чернобыльской зоне. Мы добиваемся того, чтобы в законодательстве указали, что льготы семья получит независимо от причины смерти чернобыльца. А если врачи пытаются написать неверное заключение, мы становимся на защиту родственников.

Что касается чернобыльских детей (это ребята, которые родились после 1986 года), то до 18 лет они могут пользоваться льготами на медицинское обслуживание. Но есть дети с хроническими заболеваниями, и сейчас мы пытаемся решить вопрос о бесплатном лечении и после достижения 18 лет.

– Беспокоит харьковчанин Виктор Ильич. Скажите, почему пенсию инвалидам-чернобыльцам выплачивают в меньшем размере?

– Дело в том, что размер минимальной пенсии каждый год растет, а при начислениях чернобыльцам берут в расчет уровень пенсий прошлых лет, когда принимался этот закон. Именно поэтому инвалиды-чернобыльцы, которые не обращались в суд, получают от 800 до 1200 грн. Здесь выход один – решить вопрос в судебном порядке. На сегодняшний день только треть инвалидов-чернобыльцев обратились в суд.

В Харькове создадут музей


– Анатолий Иванович, меня зовут Ирина. Правда ли, что в Харькове собираются создать музей памяти чернобыльцев?

– Мы давно вынашиваем идею создания музея и, наконец, приступили к осуществлению задуманного. Сейчас в здании Госпрома проходит фотодокументальная выставка Юрия Ворошилова, профессионального фотографа, побывавшего на ЧАЭС. И эти фотографии положат начало экспозиции нашего будущего музея. Остальной материал мы будем просить у харьковчан-участников ликвидации аварии.

Хочу отметить, что среди наших земляков есть ярчайшие примеры героизма, проявленного на ЧАЭС. Когда 12 мая 1986 года произошел пожар в кабельном тоннеле третьего энергоблока, в его тушении участвовали и наши пожарные. Уровень радиации в отдельных местах достигал 150 рентген, а людям приходилось там работать. В итоге четверых пожарных наградили орденом Красной звезды.

Также Михаил Пилипчук отыскал секретные документы о награждении 16 харьковских метростроителей за проведение уникальной операции, о которой мало кто знает. Они закачивали жидкий азот для охлаждения реактора четвертого блока на ЧАЭС. Из этих 16 человек сегодня остался в живых только один – на тот момент начальник метростроя Василий Войтюк. При этом двое были награждены высшей наградой того времени – орденом Ленина, еще двоих наградили орденом Октябрьской революции.

Без ядерной энергетики существовать невозможно


– Вы и сами являетесь ликвидатором последствий чернобыльской катастрофы. Каковы были ваши первые впечатления?

– Мы были высокопатриотичны, и тогда я воспринял это как «наконец-то и я пригодился Родине». Ехать согласился сразу и гордился тем, что принимал участие в ликвидации аварии, хотя по профессии энергетик и четко понимал масштабы катастрофы. Многие понимали, куда едут, при этом не было ни одного отказника. Помню, ко мне подошла мать одного пожарного и умоляла: «Анатолий Иванович, отправьте моего сына через два месяца, он только женился, не успел зачать здорового ребенка». – Я сначала возмутился: «А если все матери придут просить?», но сейчас не жалею, что пошел ей навстречу. Даже не знаю, попал тот парень во вторую или третью очередь – это был единственный случай, когда ко мне обратились.

– Как вы считаете, если произошла бы такая катастрофа сегодня, государство и общество смогут с ней справиться?

– Сейчас многие перепуганы тем, что произошло в Японии, и вспоминают Чернобыль, но ведь без ядерной энергетики общество существовать не сможет. За счет атомных станций в Японии покрывается 85% потребности в электроэнергии, во Франции и Германии - около 80%, в Украине – 65%. Проблема в том, что нужно решать вопросы повышения надежности и безопасности работы станций. Например, на ЧАЭС первый, второй и третий блоки довели до совершенства в вопросе обеспечения защиты. Такие же блоки сейчас работают на Курской, Санкт-Петербургской, Запорожской АЭС и многих других.

– Добрый день, меня зовут Игорь. За 25 лет заботу о чернобыльцах государство проявляло по-разному. В какой период было наиболее комфортно?

– История чернобыльского движения зарождалась в Харькове. В первые годы после аварии именно харьковчане начали выступать с требованиями. В то время губернатором был Александр Масельский, который отдал чернобыльцам бывшую обкомовскую больницу, ввел бесплатный проезд в городском транспорте и ежемесячные продовольственные пайки. Помню, ходили в магазин вместе с женой, выносили две неподъемные сумки – икра красная, черная, разные деликатесы – для чернобыльцев все было бесплатно. На волне всеобщего испуга отношение было лучше. Сейчас Япония «помогла»: может, на нас снова обратят внимание.

Чтобы покрыть нужды украинских чернобыльцев, государству необходимо изыскать 70 млрд грн. Сумма немаленькая, но, с другой стороны, сразу после аварии весь мир гудел, что чернобыльцы спасли планету. Сегодня международные банки финансируют строительство саркофага, так почему бы им не помочь, к примеру, построить жилье для чернобыльцев?..

Личное дело

Винник Анатолий Иванович родился в с. Прудянка Дергачевского района Харьковской области. Образование – высшее, женат, имеет двух взрослых сыновей. С 1970 года служил в пожарной охране УМВД Украины в Харьковской области. Прошел путь от рядового до генерал-майора. Руководил и принимал непосредственное участие в ликвидации крупных аварий, в том числе: пожара от взрыва газопровода по ул. Золочевской г. Харькова, где одновременно горело 11 жилых многоэтажных домов; пожара на колокольне Благовещенского кафедрального собора (1997 год); аварии на Диканевских очистных сооружениях. Руководил работой пожарных подразделений при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Депутат Харьковского областного совета пяти созывов: 1994, 1998, 2002, 2006, 2010 гг.

С 2007 г. работает в Государственной экологической инспекции Харьковской области.
С 28 января 2009 г. возглавляет областную общественную организацию «Союз Чернобыль Украина». Имеет специальное звание – генерал-майор внутренней службы.