Юлия Тимошенко заявила о готовности своего блока сложить мандаты, чтобы добиться роспуска парламента. Имеет ли перспективу столь экстравагантный ход?

БЮТ все еще питает надежды на проведение досрочных выборов. И даже предлагает метод - сложение депутатами от БЮТ и «Нашей Украины» своих депутатских «корочек». Их оппоненты, в свою очередь, утверждают, что такой механизм невозможен. Представители «Нашей Украины» разделяют эту точку зрения представителей антикризисной коалиции, однако предлагают свой план, отличающийся от бютовского лишь в деталях. Издание СЕЙЧАС попыталось рассмотреть оба варианта на соответствие существующему законодательству.
Блок Юлии Тимошенко предлагает добровольно сложить депутатские полномочия. Согласно Конституции, это возможно, если депутат подаст соответствующее заявление. Однако Регламент Верховной Рады устанавливает довольно сложный механизм таких действий. Решение о лишении депутатских полномочий оформляется постановлением парламента. То есть за него должны проголосовать не менее 226 депутатов. Поэтому вполне вероятна ситуация, при которой лишатся мандатов лишь наиболее одиозные личности из состава «оранжевых» фракций. Остальных же коалиция не отпустит. Таким образом путь, предложенный БЮТ, просто неосуществим.
Вариант «Нашей Украины» состоит в том, что депутатам предлагается написать заявления о выходе из фракции. В таком случае по Конституции политсовет соответствующей партии (блока) имеет право лишить их мандата. И согласие на это со стороны парламента не требуется. Процедура, установленная Регламентом ВР, предусматривает только направление письменного заявления о выходе из фракции председательствующему на пленарном заседании. А он, в свою очередь, официально оглашает о выходе депутата.
Но что происходит после того, как депутат сложил полномочия? На его место, согласно Основному закону, приходит следующий «номер» избирательного списка. То есть общее количество депутатов сохранится. Таким образом, пока в списке есть кандидаты, до тех пор в Раде будет оставаться 450 депутатов.
Конституция и Регламент ВР в качестве оснований для сложения мандата называют невхождение депутата во фракцию и выход из нее. Об исключении из фракции не говорится ни слова


Бороться с этой проблемой можно двумя способами. Первый - растянутый во времени, но абсолютно законный. Он предусматривает повторяющуюся процедуру «отречения от мандатов» до тех пор, пока не исчерпается список кандидатов в депутаты. Второй - более быстрый, который и предлагают представители «Нашей Украины», основывается на проведении съезда блока (партии), на котором принимается решение об исключении из списка всех оставшихся кандидатов. И лишь после этого депутаты кладут мандаты на стол. Однако здесь есть одно «но». Закон «О выборах народных депутатов Украины» разрешает ЦИК регистрировать какие-либо изменения в персональном составе кандидатов не позднее чем за три дня до выборов. Об исключении кандидатов после выборов законодательство вообще молчит. То есть осуществление таких действий, скорее всего, чревато судебными разбирательствами.
Кроме того, вполне вероятен вариант, когда значительная часть депутатов просто откажется сложить полномочия. Их, правда, можно исключить из партии или из фракции. Однако юридические последствия подобного шага относительно действительности полномочий не определены. Ведь и Конституция, и Регламент ВР в качестве оснований для сложения мандата называют невхождение депутата во фракцию и выход из нее. Ну а об исключении из фракции не говорится ни слова. Таким образом, и этот вопрос должен решаться через суд.

Роспуск Верховной Рады вследствие сложения полномочий 151 народным депутатом возможен. Но осуществить этот сценарий очень сложно. В любом случае, быстро его воплотить невозможно. Начало его осуществления на данный момент принесет проблемы только «оранжевым» силам и вряд ли окажет хоть какое-то влияние на работу антикризисной коалиции. Во-первых, вполне вероятно, что БЮТ и «Наша Украина» лишатся наиболее активных своих «штыков». А во-вторых, не исключено, что часть депутатов откажется сдать мандаты. Не следует сбрасывать со счетов, что пока будут решаться все возможные юридические неувязки, антикризисная коалиция вполне способна самостоятельно проводить заседания Верховной Рады и решать большую часть вопросов, поскольку имеет необходимое большинство.