
9 мая Харьков традиционно чествует ветеранов военным парадом, выступлением звезд эстрады, фейерверком, полевой кашей и традиционными 100 граммами. Корреспондент «Вечернего Харькова» выяснял, как чем живут фронтовики в долгие промежутки между днями Победы.
По мотивам военной биографии харьковчанина Дмитрия Афанасьевича Крячко можно снять захватывающий фильм. Опасные приключения в разведке, стычки с полицаями, бои за Харьков и Курскую дугу, «похоронка», полученная родными, и наконец — участие в легендарном параде Победы на Красной площади.Сегодня полковник в отставке Дмитрий Афанасьевич Крячко – первый заместитель председателя Харьковского областного совета организаций ветеранов Украины, председатель комитета ветеранов войны.
К сожалению, говорит он, в нынешних школьных учебниках историческая правда о Великой Отечественной войне нередко искажается, а на уроки, посвященные этой теме, времени отводится не так уж и много. Получается, что школьники даже не проходят, а «пролетают» тему войны и устремляются дальше, так ничего и не поняв. А посему ветераны – при полном параде и в орденах – несут в школы и вузы Харькова всю правду об ужасах Великой Отечественной войны и героизме харьковчан, переживших оккупацию родного города.
– Вы не поверите, – говорит Дмитрий Афанасьевич, – фронтовиков рады видеть не во всех харьковских школах. Говорят, учебный график очень плотный и места уроку патриотизма в нем нет.
А вот в вузах, например в юракадемии, ветераны – частые гости.
– Я неоднократно встречался со студентами – будущими военными следователями, – рассказывает Дмитрий Афанасьевич. – Начинаю свой рассказ обычно с того, как в 41-м 18 мальчишек-одноклассников сразу же после окончания школы отправились добровольцами на фронт, а вернулись с войны лишь трое. Конечно ребятам интересно узнать о своих ровесниках, прошедших горнило войны – слушают открыв рот, задают вопросы...
Ко Дню Победы ветераны получают фиксированную сумму
Украинское законодательство о социальной защите ветеранов ВОВ прописано практически идеально – для них предусмотрена целая система льгот и компенсаций. Вот только часть из них остается лишь на бумаге, сетует полковник в отставке Дмитрий Афанасьевич Крячко.
Одними из основных видов социальной поддержки защитников отечества являются надбавка к пенсии и ежегодная разовая денежная помощь. Между тем, участники войны получают не намного больше, чем обычные пенсионеры – в среднем 1,5 тыс. гривен.
– Сначала у меня, как инвалида ВОВ, пенсия была 250 гривен, потом 350, 780 грн. Сейчас бы она немногим превысила тысячу, но в 2005 году я перешел на трудовую пенсию, – делится Дмитрий Крячко. – Такой совет мне дали в областном управлении труда и соцзащиты, узнав, что мой трудовой стаж составляет 60 лет (а сегодня он насчитывает уже 75 лет). Так что сейчас пенсия у меня неплохая.
Что касается разовой денежной помощи – здесь ситуация тоже неоднозначная. Сегодня ветеранам ежегодно до 5 мая начисляется конкретная сумма в размере, который определяется Кабмином в законе о госбюджете Украины.
– Между тем статьей 17 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» ежегодная разовая денежная помощь, которая выплачивается ветеранам войны ко Дню Победы, предусмотрена в следующих размерах: для инвалидов войны I группы – 10 минимальных пенсий, II группы – 8 минимумов, III группы – 7, участникам боевых действий и участникам войны – по 5 минимальных пенсий по возрасту, - говорит Дмитрий Крячко. - То есть если с 1 апреля 2011 года «минималка» составляет 764 гривны, то, например, инвалиды I группы ВОВ должны были бы получить ко Дню Победы более семи с половиной тысяч гривен. Однако ни в прошлом, ни в позапрошлом году, ни ранее ветераны таких денег, конечно же, не получали. Выплаты производились в размерах, предусмотренных бюджетами на 2008, 2009 и 2010 гг, – говорит Дмитрий Афанасьевич. – В этом году тоже будет фиксированная выплата. Например, инвалидам войны I группы - 1000 грн.; II группы -- 900 грн.; III группы -- 800 грн.
Нормально подлечиться можно лишь в госпитале
Помимо денежных выплат и надбавок ветеранам абсолютно всех категорий законодательство гарантирует «бесплатное получение лекарств по рецептам врачей; первоочередное бесплатное зубопротезирование (за исключением протезирования из драгметаллов); безвозмездное обеспечение санаторно-курортным лечением». К сожалению, потребности ветеранов во всем вышеперечисленном удовлетворяются лишь частично.
Например, бесплатное получение лекарств возможно только по рецепту и лишь в государственных аптеках. Если же рецепта нет, возможна скидка от 5до 30% в зависимости от политики аптечной сети. А нормально подлечиться в стационаре в большинстве случаев фронтовик может только в специальных клиниках для ветеранов. В остальных же больницах им, как правило, приходится платить, невзирая на то, что лекарственные препараты, пребывание в палате и питание тоже должны оплачиваться государством.
– А вот в военном госпитале для ветеранов все бесплатно и питание отличное, пятиразовое, - подчеркивает Дмитрий Крячко.
Ежегодно Дмитрий Афанасьевич отправляется в алуштинский санаторий (по закону инвалидам ВОВ 1 и 2 группы путевки предоставляются бесплатно) – хронический бронхит подлечить.
– Если фронтовик по каким-то причинам отказывается от путевки – ему положена компенсация, – говорит Крячко. – Только составляет она гривен 200 всего, то есть в 20 раз меньше стоимости путевки.
Водитель-хам лишился работы
Предоставляется фронтовикам и льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг и квартплате.
– За квартиру я вообще не плачу, если общая жилплощадь не превышает 21 кв. метр. Кроме того, 100-процентная скидка действует и при оплате электроэнергии, если я не потребляю больше 65 кВатт. Если «свет нагорает» сверх нормы – разница оплачивается, – объясняет Дмитрий Крячко.
Однако и по сей день множество ветеранов ВОВ живут в квартирах с протекающими кранами, холодными батареями и сквозняками из расшатавшихся окон, поскольку другая норма закона – «первоочередной ремонт жилых домов, квартир и обеспечение их топливом» – в большинстве случаев прописана лишь на бумаге.
Предусмотрен законодательством и бесплатный проезд инвалидов войны всеми видами общественного транспорта. Однако, замечает Дмитрий Афанасьевич, нередко водители маршруток отказываются перевозить льготников.
– Только я поставил ногу на подножку автобуса, как водитель, увидев пожилого человека, с которого «взять нечего», рванул с места, – с горечью рассказывает фронтовик. – Проволок меня 50 метров, захлопнул дверь, и я вывалился на дорогу, потеряв сознание. Люди, которые на остановке наблюдали эту картину, привели меня в чувство и посадили в следующий автобус. Там водитель оказался более человечным – выслушав мою историю, позвонил директору фирмы-перевозчика. И едва я успел переступить порог дома, как раздался телефонный звонок от руководителя маршруточников.
По словам Дмитрия Афанасьевича, водителя-хама уволили, а на остановках по всему маршруту появились красиво оформленные объявления, призывающие водителей к вежливому и уважительному отношению к ветеранам.