Старейший харьковский ансамбль народного танца «Буревестник» готовится к участию в крупном международном фестивале, который состоится в июле во Франции.


История «Буревестника» началась в далекие 60-е. Сегодня это единственный в Харькове самодеятельный коллектив, оставшийся по сути любительским и сумевший достичь успеха.

– В Харькове много коллективов, которые раньше были самодеятельными, – говорит художественный руководитель ансамбля Игорь Животченко, – но часть их канула в Лету, а те, что остались, неофициально прикреплены к учебным заведениям. К примеру, в «Зорицвіте» танцуют ребята, которые учатся на факультете хореографии педагогического университета. Есть ансамбль «Заповіт» в Академии культуры, и тамошние танцоры фактически профессионалы. Естественно, и у нас есть ребята, которые учатся в профильных учебных заведениях, но их всего четверо.

В ансамбле танцуют пожарные и строители



Ансамбль народного танца «Буревестник» был создан в сентябре 1968 года на базе ДК ХТЗ и насчитывал всего несколько десятков увлеченных аматоров. Но уже через два года коллектив стал лауреатом республиканского фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Владимира Ленина, и получил золотую медаль. Спустя еще два года «Буревестник» взял золото на всеукраинском фестивале, организованном в честь 50-летия образования СССР, еще через год  занял первое место на всесоюзном танцевальном фестивале. Тогда же за особые заслуги коллективу было присвоено звание народного.

– Сегодняшний «Буревестник» – это шестьдесят человек от 15 до 70 лет: школьники, студенты и люди разных профессий – пожарные, строители, бухгалтеры, компьютерщики, – говорит Игорь Животченко. – У нас любительский ансамбль, сюда люди ходят с любовью, для того чтобы получать удовольствие. В нашем коллективе есть заслуженный работник культуры Анатолий Мазной, которому около 70 лет, но он до сих пор танцует, является нашим солистом и  репетитором.

Экс-буревестники покоряют мир



Многолетний упорный труд вывел коллектив на почти профессиональный уровень, поэтому людям с улицы попасть в него не так просто.

– Участие в ансамбле бесплатное, но чтобы попасть к нам, нужно иметь достаточно высокий уровень мастерства, – рассказывает худрук. – Мы должны выглядеть достойно, поэтому случайных людей в коллектив не берем. А поскольку сейчас в мире негласно решили, что самодеятельность должна быть профессиональной, нам тоже нужно стараться.

Завышенная планка и требовательность к себе помогают участникам «Буревестника» добиваться все более высоких результатов. По словам Игоря Животченко, многие выходцы из коллектива танцевали в государственном ансамбле песни и пляски, некоторые из них сейчас живут за рубежом и имеют свои украинские танцевальные коллективы.

– В этом плане у нас все хорошо, – радуется худрук, – нынешних участников тоже приглашают в другие коллективы. К примеру, у нас есть мальчик, Сережа Нестеренко, его куда только не звали, но он студент железнодорожного техникума, и учеба на первом месте.

Народные танцы требуют костюмов, которых нет


Сейчас в репертуаре «Буревестника» около тридцати танцев народов мира.

– Преимущественно украинские и российские, – рассказывает Игорь. – Но есть и белорусский, молдавский, грузинский, эстонский. Мы не стараемся расширять репертуар танцами разных стран – стараемся показать красоту своего, украинского искусства.

Впрочем, одна из последних работ коллектива — народный танец далекой Аргентины. Выступая на фестивале в Бельгии, танцоры «Буревестника» подружились с аргентинским ансамблем, «подсмотрели» номер во время выступления, разучили движения и зачислили его в свой репертуар. Однако под каждый новый танец нужны еще и костюмы, и этот вопрос пока остается открытым.

– Имеющиеся в наличии костюмы очень старые, – вздыхает художественный руководитель. – Они были обновлены в середине 70-х годов, и мы по сей день в них танцуем –  лелеем, пыль сдуваем и постоянно латаем. Финансирования для самодеятельного творчества сегодня нет, а костюмы стоят очень дорого.

Так, в нарядах прошлого века коллектив и сегодня умудряется завоевывать призовые места на международных фестивалях. По словам Игоря Животченко, коллектив выступал на конкурсах в разных странах и на разных континентах, вплоть до Африки.

– У нас много дипломов первой степени фестивалей разных стран, – рассказывает Игорь. – В прошлом году мы были в Польше, взяли Гран-при – приз зрительских симпатий. Там для каждой страны-участницы ставили большие прозрачные емкости, куда гости фестиваля бросали деньги (они потом пошли на благотворительные цели). Так вот, в нашей банке оказалось наибольшее количество денег. А в июле этого года мы собираемся на фестиваль народных танцев во Францию. На этом конкурсе будут присутствовать и профессиональные коллективы, так что готовимся мы серьезно, едем с оркестром, потому что там главное требование – живой звук.

По словам Игоря Животченко, при Советском Союзе с поездками за рубеж было проще – ансамбль ездил с программой в составе делегации, а все организационные вопросы решали государственные мужи. Сейчас приходится все делать самим. Единственные, кто не бросил уникальный ансамбль на произвол – харьковская областная организация «Еврокультура», председатель которой и сам танцует в «Буревестнике».


– Мы стараемся поддерживать ансамбль на должном уровне, – говорит Евгений Новохатный. – Помогаем находить фестивали, на которых можно себя показать, договариваемся с оргкомитетами конкурсов, ищем недорогие поездки. Замечательно, что ансамбль существует так долго, и дай ему бог еще многие лета!