8 человек, потерявшие близких, попали в психбольницы, другие умерли от горя, третьи в 40 лет родили детей

Четыре года назад во Львове на Скниловском аэродроме на людей, пришедших на разрекламированное авиашоу, упал самолет Су-27. Погибли 77 человек, среди них 28 детей. Пострадали более 500 человек. Что сегодня? Многие из тех, кто выжил в том пекле, до сих пор лечатся. Они лишились рук, ног, навсегда остались в инвалидных колясках, большинство не может избавиться от проблем с психикой. Вынесенный в этом году приговор пилоту упавшего самолета не принес людям удовлетворения, они считают, что осуждены не все и не на «полную катушку», а государству начхать на пострадавших, ведь им так и не предоставили ни обещанных социальных льгот, ни иной помощи.
Часть потерпевших подали иски в Евросуд. Требование — «признание со стороны украинского государства факта авиакатастрофы на Скныливе позорным преступлением против своего народа», чтобы государство извинилось перед потерпевшими, чтобы осужденных по этому делу лишили воинских званий, пилоту Юрию Егорову увеличили срок заключения с 8 до 14 лет, а потерпевшим увеличили суммы компенсаций, назначенных им по приговору военного суда (сейчас — до 10 тысяч гривен).
Трагедия продолжается
Завтра, в день скныливской авиакатастрофы, сотни людей зажгут 77 свечей в память о погибших. Восемь человек после трагедии стали пациентами психиатрической больницы. Среди них – женщина, потерявшая любимого мужа. Она осталась одна с тремя детьми и не смогла справиться с горем. У несчастной помутился рассудок. Детей воспитывает ее старенькая мать, которая сама еле ходит. Другая женщина потеряла разум с первых секунд, с тех пор она постоянно звонит знакомым, подолгу молчит и кидает трубку.
Глава общественной организации «Скныливская трагедия» Стефан Козак потерял 24-летнего сына Григория, мастера спорта по боксу. Только начинает о нем вспоминать на глаза наворачиваются слезы. В этом году, после окончания суда над виновниками трагедии, умерла его жена Ольга. От горя и моральных мук она заболела раком. Стефан Козак перенес операцию на сердце, получил инвалидность. «Помножьте на четыре боль и отчаяние, — говорит он. — Государство до сих пор не извинилось перед нами за ту трагедию.
Некоторые госслужащие, наоборот, еще и упрекают нас: мол, кто вас туда посылал? Что, самолетов не видели?


Для людей, получивших тяжелейшие физические и психологические травмы, не создали программы реабилитации и лечения, нет и программы соцзащиты. Даже в железнодорожных кассах инвалида Скнылива Сергея Хамыка, потерявшего ногу, отослали в общую очередь, так как он «инвалид заболевания на общих основаниях».
Детский смех
Но есть и те, кто нашел в себе силы жить. Кто-то создал новую семью, завел детей. Меньше года назад появился ребенок у Светланы и Николая Шевчуков, которые потеряли сына-подростка Андрея. За жизнь их мальчика врачи боролись несколько дней, но от полученных травм он умер в больнице. Автор этих строк была на его похоронах — он стал последней, 77 жертвой Скнылива. Мать Андрея на похоронах была в невменяемом состоянии, и слез у нее уже почти не было – все выплакала в больнице.
И вот теперь детский смех заполнил пустоту, возникшую после смерти сына. Светлана и Николай решились на ребенка, несмотря на то, что им уже около 40 лет.
35-летняя Александра, у которой погибли двое сыновей у мужа, недавно тоже родила ребенка. Правда, решила воспитывать его одна, замуж во второй раз так и не вышла. Александра вспоминает, что в тот день страшно не хотела ехать на авиашоу, а по дороге еще и маршрутка сломалась. Женщина отошла купить воды, когда ее муж взял за руки детей и повел их показывать самолеты. Больше они не увиделись...
Воспрял духом и 37-летний мужчина, потерявший на Скныливе жену и оставшийся с двумя детьми. Он встретил женщину, которую полюбил. А она полюбила его и его сынишек, как родных. Фотография одного из них, маленького Остапчика, облетела в дни трагедии весь мир — перепуганное окровавленное личико передавало весь ужас случившегося.
Приговор: 32 года и 11 миллионов
Пилот Владимир Топонарь, командовавший самолетом СУ-27 во время показательных полетов, приговорен к 14 годам лишения свободы. Его обязали выплатить 7,2 миллиона гривен в пользу государства в качестве компенсации за ущерб.
Второй пилот Юрий Егоров приговорен к 8 годам лишения свободы и выплате 2 млн 458 тыс. грн.
Командующий 14-го авиакорпуса Анатолий Третьяков и замруководителя полетами Юрий Яцюк приговорены к 6 годам заключения и выплате по 700 тысяч гривен каждый.
К 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 тысяч гривен приговорен начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных.
Ответственный за подготовку экипажа Олег Дюбецкий оправдан.

Вопросы без ответа

1. Что все-таки стало причиной трагедии? Несмотря на то, что пять человек за решеткой, ответа на этот ключевой вопрос нет! Все стороны говорят, что не было массы тестов — не проведена психологическая и физиологическая экспертиза пилотов, не проводилась техническая экспертиза самолета, есть лишь заключение военных специалистов, что машина исправна. Нужно было как минимум провести повторный полет на таком же самолете, воссоздать фигуру пилотажа (проверка самолета на отклонение от курса), чтобы понять, можно ли было избежать катастрофы, если бы пилоты не катапультировались. В прошлом месяце на показательных полетах в Гостомеле пилоты такого же класса, как Топонарь, повторили его полет. Говорят, что по всем показаниям самолет не должен был упасть («делали» даже фигуры и посложнее). Это наводит на мысль, что все-таки авария произошла из-за поломки в самолете. А так основную вину свалили на пилота.
2. Почему наказали командующих, если в уголовном деле на трех аудиопленках записано признание пилота Топонаря: «Это я лично виноват, поскольку самовольно изменил полетное задание»? По показаниям самого Топонаря, ему никто приказа изменять полетный план не давал. «Скрутить» фигуру покруче он решил сам — хотел показать всем, что он ас. Но это в суде почти не учли.