Каждый из нас ежедневно сталкивается с потреблением товаров, работ, услуг. Государство гарантирует гражданам обеспечение уровня потребления, достаточного для поддержания здоровья и жизнедеятельности.

Однако зачастую качество приобретенных товаров и предоставленных услуг оставляет желать лучшего. Возникает вопрос: как защитить свое законное право? 

Пишите жалобу 

В милицию, прокуратуру, управление по защите прав потребителей… Легче добиться результата по горячим следам, чем потом судиться годами. Для того, чтобы вызвать отклик, жалоба должна отвечать требованиям, установленным ст. 5 ЗУ "Об обращениях граждан", т. е. адресоваться органам государственной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, должностному лицу, к полномочиям которых принадлежит решение затронутого вопроса, а также содержать фамилию, имя, отчество и место жительства заявителя, подпись и дату. 

Сохраняйте чеки и квитанции 

Отсутствие товарного, кассового чека, другого документа, подтверждающего оплату товара, конечно, не лишает возможности ссылаться на свидетельские показания, но наличие этих документов существенно упрощает тяжбу. Согласно п. 22 постановления Кабинета министров от 15.06.2006 № 833 "Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения", вместе с товаром потребителю в обязательном порядке выдается расчетный документ на полную сумму проведенной операции. Т. е. чек является достаточным основанием для подтверждения заключения договора купли-продажи. Нет подтверждения – нет договора, нет и обязательств по нему. Порой недобросовестный продавец использует все средства, чтобы избежать ответственности, и если чек не дают, сообщите об этом в налоговую милицию и прокуратуру: сокрытие доходов продавцом (а это именно оно и есть) наверняка их заинтересует. 

Если вы заработали пищевое отравление в общепите, ваше посещение, стоимость, перечень и количество заказанных блюд подтверждает счет (зачастую остающийся после оплаты у официанта). Присовокупив к этому документу заключение врача о факте пищевого отравления и больничный лист (если он был выдан), обратитесь к руководству заведения. Вы также вправе направить жалобу главврачу санэпидстанции, который будет вынужден проинспектировать заведение. 

Обменяйте неподходящий товар 

Согласно п. 4 ст. 14 ЗУ "О защите прав потребителя", требование о замене товара ненадлежащего качества подлежит немедленному удовлетворению, а в случае необходимости проверки качества – по договоренности сторон в течение 14 дней.
Если вы купили качественный непродовольственный товар, но он не подошел, вы также вправе обменять его на аналогичный в течение 14 дней со дня покупки. Если подходящего товара нет в ассортименте, смело можете вернуть приобретение продавцу, а деньги – себе. Такой взаимный расчет осуществляется, исходя из стоимости товара на момент покупки, и должен производиться в день расторжения договора или в другой установленный вами срок не позднее 7 дней по возвращении товара. Но следует учитывать, что обмен товара надлежащего качества проводится, если этот товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный, кассовый чек, иной подтверждающий оплату товара документ. При соблюдении этих условий предупреждения продавцов о том, что купленный товар возврату и обмену не подлежит, не имеют под собой юридической силы. Исключение составляют приобретения из утвержденного Кабинетом министров перечня не подлежащих обмену товаров надлежащего качества, куда входят, например, продовольственные товары, лекарственные препараты, средства гигиены, расчески, гребешки, массажные щетки, инструменты для маникюра, педикюра, нательное и постельное белье. 

Требуйте возмещения убытков 

В соответствии со ст. 3 ЗУ "О защите прав потребителей", вы имеете право получить от продавца необходимую и достоверную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров (работ, услуг). Если информация была предоставлена ненадлежащая, в результате чего приобретение не удалось, вы вправе требовать возмещения убытков и расторжения договора. Согласно ч. 3 ст. 678 ГК Украины, если продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования о возмещении убытков могут быть предъявлены изготовителю товара. Для потребителя это означает лишь право выбора адресата претензий. Причем в отсутствие представительств и филиалов предприятий-изготовителей всегда можно требовать возмещения убытков у продавца. 

Если же досудебное урегулирование конфликта обернулось лишь тратой нервов и времени, суд может обязать продавца возместить не только материальный, но и моральный ущерб. Здесь главное – сформулировать свои требования четко и в рамках закона: посчитать убытки, установить срок для устранения недостатков, истребовать неустойку или уменьшение платы за услуги. Поэтому, если хотите побороться за свои права в судебном порядке, лучше обратиться за помощью в Управление по вопросам защиты прав потребителей.