В этом году железнодорожная отрасль вправе отметить сразу две круглые даты: 110 лет с того дня, как День железнодорожника стали отмечать в царской России, и 70 лет с того дня, как этот профессиональный праздник официально установили в Советском Союзе. Кстати, это был первый профессиональный праздник, учрежденный в нашей тогдашней стране.

Впервые праздник железнодорожников был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения (25 июня, 8 июля по новому стилю) императора Николая I, при котором началось активное строительство железных дорог. Он регулярно отмечался до 1917 года. Журнал «Железнодорожное дело» в № 29-30 за 1897 год писал: «В этот день занятий в центральных и местных железнодорожных учреждениях не было, а вечером чины железнодорожных ведомств и служащие в местных управлениях сходящихся в Санкт-Петербурге железных дорог, больших и малых, собирались на товарищеский обед на Павловском вокзале, для чего был предложен экстренный поезд администрацией Царскосельской железной дороги».
Традиция была возобновлена в 1936 году. Как сообщает официальный Интернет-сайт ОАО «Российские железные дороги», в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен годовой план перевозок. В конце июля в Москве собрались передовики и руководители производства, которые обратились к правительству с просьбой отмечать трудовые успехи ежегодно. С тех пор по постановлению ЦИК СССР от 28 июня 1936 года День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа.
6 августа отметят свой профессиональный праздник труженики стальных магистралей России и Белоруссии и в нынешнем году. А вот в Украине с 2001 года установлен свой День железнодорожника — 4 ноября. Именно в этот день в 1861 году на территорию современной Украины — во Львов — из Вены прибыл первый поезд. Инициатива исходила от коллектива Львовской железной дороги и нашла поддержку со стороны тогдашнего руководства страны во главе с президентом Леонидом Кучмой, который и издал соответствующий указ. Но отношение к переносу праздника с лета на осень даже у самих железнодорожников далеко неоднозначно. Так, осенью прошлого года отраслевая газета «Магистраль» поместила письмо железнодорожников «столичной» Юго-Западной магистрали с требованием вернуть день железнодорожника на первое воскресенье августа. Мотивировали авторы свое обращение тем, что государство приняло позицию только одной железной дороги и не поинтересовалось мнением остальных, для которых именно первый воскресный августовский день многие десятилетия остается праздничным. Кстати, к аналогичному пожеланию пограничников бывший президент страны все же прислушался и вернул им их праздник 28 мая (до того День пограничника был перенесен на тот же, что и у железнодорожников, день, 4 ноября — дату образования Погранвойск независимой Украины). Как будет дальше с Днем железнодорожника, покажет время.