Большинство украинских политологов сходится во мнении, что народные депутаты Украины не подчинятся решению Президента о роспуске парламента.
Таковы итоги экспресс-опроса, которое провел Центр исследований политических ценностей.Владимир Фесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»: «Если об этом говорит председатель Верховной Рады, который чувствует за собой поддержку парламентского большинства, то он знает, о чем говорит».
Фесенко отмечает, что в ситуации, когда идет соревнование юристов в правовом толковании тех или иных норм Конституции, принимать решение о роспуске парламента — это открывать путь к глубокому острому политическому кризису».
Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии: «Никаких оснований не доверять Александру Морозу нет, тем более что Мороз — самая незаинтересованная в роспуске парламента фигура. Думаю, что у него достаточно высокий уровень доверия среди партнеров, в том числе и в Партии регионов, поэтому его поддержат и не согласятся с указом Президента, если такой указ будет».
Погребинский считает, что существуют два варианта развития событий. Первый — вариант быстрого обострения ситуации с привлечением людей на улицы — маловероятен. Второй — более вероятный: когда Президент издаст указ, а парламент проголосует постановление о непризнании этого указа. И начнется новый раунд переговоров. «Думаю, что на этих переговорах позиции Партии регионов будут существенно сильнее, чем позиции Президента, ведь «Регионы» могут себе позволить пойти на роспуск парламента». Политолог подчеркнул, что Александр Мороз в должности спикера сможет улучшить позиции своей партии.
Андрей Ермолаев, президент Центра социальных исследований «София»:
«Сегодня единственным ар-гументом, позволяющим Президенту принимать решение о роспуске, есть аргумент о несформированном правительстве. Но у Президента были все документы по кандидатуре премьера. Если бы Президент во время между представлением документов и 25 июля нашел серьезные не только морально-политические, но и юридические аргументы против кандидатуры, то тогда бы преимущество было на его стороне. Но у Президента пока таких аргументов нет».
Ермолаев отметил, что выступление Александра Мороза — не ультиматум, а «своеобразная демонстрация того, что в Украине создан новый центр власти. Этот орган в отличие от российского парламента в 1993 году не ведет войну с Президентом, а предлагает сотрудничество».
Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества:
«То, что говорит в настоящее время Александр Мороз, показывает, что Верховная Рада не собирается отступать. Коалиция оставляет поле для маневра «Нашій Україні» и ставит такие условия, которые позволили бы расширить не только коалицию, но и соответствующие механизмы участия «Нашої України» в выработке государственной политики, не входя непосредственно в «антикризисную» коалицию».
Олесь Доний, председатель Центра исследований политических ценностей считает, что в Украине идет «война интерпретаций» на тему возможности со стороны Президента распустить Верховную Раду. Следом, после заявления Мороза, может начаться «война легитимностей», а это уже опасность не для горсточки политиков, а для всего государства. Легитимность Президента обеспечивается 52% избирателей, которые за него проголосовали, и такая же легитимность большинства избирателей есть у «антикризисной коалиции», которая руководит парламентом.
«В этом контексте следующим этапом противостояния может стать уличное противостояние. А дальше воображение может рисовать наихудшие схемы: подчинение в одних регионах органов государственной власти Президенту, в других — парламенту, съезды депутатов местных советов центра и запада с одной стороны и востока и юга — с другой. Потом такую страну будет очень трудно сшить воедино», — считает эксперт.
Виктор Небоженко, руководитель социологической службы «Украинский барометр», считает, что Мороз «делает большую политическую ошибку, поскольку он добивается такого заседания Верховной Рады, на котором будут присутствовать 240 депутатов, и туда не придет не только БЮТ, но и «Наша Україна». А это ситуация, о которой мечтала Юлия Тимошенко, — нелегитимность всего состава Верховной Рады». По его мнению, это решение в какой-то степени дестабилизирует ситуацию в стране и является скорее выполнением политических планов Юлии Тимошенко о нелегитимности ВР и об особом качестве сегодняшней коалиции. По его мнению, в этом смысле Мороз скорее выполняет волю людей, контролирующих Верховную Раду.
Небоженко считает, что «заявления подобного рода говорят о том, что в стране резко обострилась политическая ситуация. И только спокойные шаги Президента и Верховной Рады друг другу навстречу способны предотвратить дальнейшее осложнение ситуации».