Гость «Прямой телефонной линии» – председатель Национального Союза театральных деятелей в Харьковской области, директор Харьковского Дома актера Сергей Анатольевич Бычко.

Негосударственные театры несут большую ответственность


– Здравствуйте, Сергей Анатольевич, меня зовут Елена. Что вы можете сказать о нынешних выпускниках-актерах? Есть ли у них перспектива работать по специальности?

– У нас в городе два вуза, которые выпускают театральных специалистов – академия культуры и университет искусств им. Котляревского. С одной стороны, выпускников достаточно много, и устроиться на работу им непросто. С другой, вузам нужно решать финансовые вопросы, и если человек хочет учиться и готов платить за обучение, трудоустройство – это его проблема.

Особенно сложно бюджетникам – им нужны какие-то рабочие места, иначе возникают сложности с получением диплома. Ребятам приходится выезжать из Харькова, потому что здесь нет работы. Там же, куда они едут, проблема с жильем: общежитий нет, а снимать квартиру зарплата театрального актера не позволяет. Получается замкнутый круг, и решения этой проблемы я не вижу.

Знаю, что Александр Сергеевич Барсегян берет много молодежи в театр им. Пушкина. Там постоянно происходит ротация, и я видел спектакли, в которых он дает молодым актерам главные роли, и у них есть возможность практиковаться. Ведь самое главное – дать возможность молодежи проявить себя. В тот же Дом актера приходят ребята, и я стараюсь предоставить им условия, чтобы они, собравшись в группы, могли воплотить свои творческие планы в жизнь.

– Возможно, в Харькове недостаточное количество театров?

– Помню, в 1992 году в составе Харьковского молодежного театра – первого негосударственного театрального коллектива, который выехал за границу, мы отправились на гастроли в Нюрнберг. Там, в полумиллионном городе, существует один государственный театр и около сорока театров-студий. В Харькове на тот момент столько театров не было.

Сейчас, благодаря тому что городские власти дают возможность Дому актера существовать, мы предоставляем сцену негосударственным театрам, и они имеют возможность проявить себя. Но проблема в том, что положений о негосударственных театрах ни в каких законах нет, да и само законодательство несовершенно. Если при СССР театр считался идеологическим оружием, то сейчас он вообще ничем не считается.

– Добрый день, беспокоит Андрей. Скажите, каковы, на ваш взгляд, перспективы развития негосударственных театров?

– Сегодня в Харькове существует около тридцати негосударственных театров. Каждый из них на свой страх и риск выбирает направление деятельности, репертуар и все делает своими силами. У меня тоже есть опыт работы в профессиональном негосударственном театре, и я помню, когда за два часа до начала спектакля мы мыли пол в коридоре, убирали зал, а потом играли спектакль.

Актеры негосударственных театров должны очень четко продумывать алгоритм действий, чтобы, потратив свои или спонсорские деньги на постановку, быть уверенными, что этот спектакль принесет им удовлетворение и зритель на него пойдет.

– Сколько театров сегодня работает под крышей Дома актера?

– Девятнадцать. Но среди них есть такие коллективы, которые выросли «из коротких штанишек». К примеру, «Театр 19» и «Новая сцена» – зрелые коллективы, которые готовы к тому, чтобы самостоятельно строить свое будущее.

Если бы Дому актера отдали еще два-три подвала в центре города, можно было бы сделать еще несколько небольших театров. Впереди предстоят крупные международные события вроде Евро-2012, а у нас откровенно не хватает галерей и театриков.

Но хочу отметить, что наш Дом актера — единственный в Украине, который до сих пор работает. В Киеве есть республиканский Дом актера, но там нет театральной сцены – его площадка больше подходит для концертов. При этом само здание — бывшая караимская церковь, поэтому его хотят забрать люди, которым оно по праву принадлежит.

Современная драматургия – это секс, мат и насилие


– Добрый день, меня зовут Олег Васильевич. Скажите, могут ли харьковские театры конкурировать со столичными труппами?

– Харьковские театры вне конкуренции. Я видел кое-что из киевских спектаклей — не впечатлило. У нас лучшие актеры и замечательные театры, у которых нет возможности ездить на гастроли и показывать себя. К примеру, для того чтобы театр им. Шевченко съездил на гастроли в Киев, губернатору Михаилу Добкину пришлось профинансировать эту поездку.

Говорят, что летний сезон — не театральный. А ведь раньше наши театры уезжали на этот период в тур по городам СССР, а сюда приезжали труппы из других республик. А сейчас сложно выехать на гастроли даже по области – не на чем. В марте 2012 года театр им. Шевченко будет праздновать 90-летие, и я знаю, что коллектив хочет попросить у властей автобус в подарок, чтобы можно было возить спектакли хотя бы по региону.

– Какие премьеры минувшего сезона вы могли бы отметить?

– В этом сезоне я посмотрел не все спектакли, но могу определенно сказать: в театре им. Шевченко прошло две громких премьеры – «Примадонны» и «Зойкина квартира». Это самые посещаемые на сегодняшний день в Харькове спектакли, каждый раз у них практически аншлаг. В театре им. Пушкина поставили необыкновенный спектакль «Глаза дня» (Мата Хари), в Доме актера «Дель-Пьеро» выпустил занятный спектакль «Тристан и Изольда», сделанный в необычном жанре забавной шутки с сентиментальным финалом. Сейчас в «Театре 19» готовится премьера спектакля «Кароль», который обещает быть интересным.

– Сергей Анатольевич, вас беспокоит харьковчанка Светлана. Почему в крупных харьковских театрах практически не ставят современных пьес?

– Государственные театры не готовы к тому, что пишут современные драматурги. Во-первых, новые пьесы изобилуют ненормативной лексикой. С одной стороны, это придает иллюзию некой свободы, а с другой – зачем в театре показывать то, что мы можем видеть на улице? Во-вторых, современные драматурги пишут о том, чем можно привлечь внимание зрителя, а сегодня его, по их мнению, можно привлечь только насилием и сексом — больше ничем.

Недавно в Доме актера я смотрел спектакль «Империя ангелов». По сюжету парень и девушка признаются друг другу в любви. И я заметил, что женщина в зале начала плакать – она представила себя на месте героини. Все-таки люди идут в театр, чтобы сопережить и прочувствовать, а не увидеть скандал, склоки и поднятый подол.

Юбилей Дома актера пройдет по-семейному


– Сергей Анатольевич, а почему в Харькове не происходит крупных театральных мероприятий? Может, стоит учредить какой-нибудь международный фестиваль? Меня зовут Павел.

– В Доме актера ежегодно проводится «Курбалесия» – фестиваль негосударственных театров с малым бюджетом и малым количеством людей. В феврале этого года стартовал первый фестиваль камерных и моно-спектаклей «Театроник». Раз в два года на нашей базе происходит фестиваль «Анима», в котором принимают участие театры анимации и кукол. Я, как председатель Союза театральных деятелей, мог бы взять на себя смелость сделать большой фестиваль, но у меня для этого нет ни денег, ни большой театральной площадки. Городское управление культуры выделяет нам 10-15 тыс. грн., в частности, на проведение «Курбалесии». Но и этих денег очень мало, хотя театры-участники едут сюда не за гонорарами, а чтобы показать свою работу и посостязаться в мастерстве.

– В следующем году харьковский Дом актера отметит юбилей. Как планируете праздновать?

– Дом актера был открыт в 1972 году, и следующей весной мы будем праздновать сорокалетие. К юбилею хотелось бы немного привести здание в порядок, поэтому я написал письмо мэру Геннадию Кернесу с просьбой помочь сделать небольшой ремонт – поменять витражи на фасаде здания. Кроме того, неплохо было бы пристроить «карман» для хранения декораций и оборудовать туалеты.

Хочется, чтобы на юбилей приехали наши друзья – театры из Киева и Львова. Очень хочу пригласить своих товарищей из Нюрнберга – немецкую команду «От человека к человеку», с которыми в 2000 году у нас был совместный международный проект – спектакль «Саламандра».

Я не люблю пафоса и торжеств, хочется, чтобы юбилей прошел «по-семейному», поэтому планируем провести его в виде капустника.

– Добрый день, меня зовут Ирина. Подскажите, чем занимается Союз театральных деятелей, председателем которого вы являетесь?

– Союз театральных деятелей был организован после войны и в то время это была идеологическая организация, для поддержки которой выделялись очень большие средства. Союз уделял большое внимание гастролям, творческим командировкам, встречам, юбилеям. Сейчас мы пытаемся делать то же самое, только без финансовой помощи. Мы стараемся помогать театральным деятелям, продвигаем их на соискание муниципальных премий, отправляем на конкурсы чтецов, всевозможные фестивали.

Хочу сказать, что Союз театральных деятелей – самый большой творческий альянс в Украине, который насчитывает около девяти тысяч человек. Только в харьковском межобластном отделении состоят около 500 членов.

Личное дело
Сергей Анатольевич Бычко родился 4 ноября 1954 года в Харькове. По окончании восьмого класса средней школы поступил в ХЭМТТС на факультет «автоматика-телемеханика на ж/д транспорте». После службы в армии два года отработал электромехаником на заводе «Радиодеталь».
В 1978 году поступил на актерский факультет Харьковского института искусств им. Котляревского. Студентом третьего курса был зачислен в труппу театра им. Шевченко, где проработал до 1986 года.
С 1986 по 1988 гг. служил в русском драматическом театре в г. Мариуполе.
С 1988 по 2000 г. – ведущий актер «Харьковского молодежного театра на ул. Карла Маркса» – первого в Харькове негосударственного театра.
С 2003 года назначен директором харьковского Дома актера.
С 2007 г. – председатель правления харьковского межобластного отделения Национального Союза театральных деятелей.