С огромной серьезностью подошли депутаты Харьковского областного совета к рассмотрению двух самых важных вопросов, относящихся к их обязанностям, — внесли изменения в расходную часть бюджета области и проанализировали, как будут наполнять его доходами.

Деньги есть только для дисциплинированных

Внесение изменений в решение областного совета «Об областном бюджете на 2006 год» рассматривалось первым вопросом. С докладом выступила Любовь Чуб, председатель бюджетного комитета. Основные изменения бюджета состояли в том, что в него было включено распределение ожидаемых субвенций госбюджета на социально-экономическое развитие региона, проведение мероприятий по предупреждению аварий и техногенных катастроф в жилищно-коммунальном хозяйстве и других объектах коммунальной собственности, а также на выполнение инвестиционных проектов, в том числе на капитальный ремонт сельских школ, развитие и реконструкцию централизованных систем водопроводов и канализации, энергосбережение. На это в 2006 году предполагается потратить 60 100 тысяч гривен.

Кроме того, в бюджете предусмотрены расходы специального фонда по управлению имуществом, находящимся в собственности территориальных громад сел, поселков и городов области, на 430 тысяч гривен.

Сессия распределила остатки средств общего фонда областного бюджета в сумме 4 232 тыс. грн. в соответствии с поступившими предложениями. Так, например, расходы на Службу по делам несовершеннолетних планируется увеличить на 55 тыс. грн. – эти средства пойдут на капремонт крыши областного приюта «Гармония». 100 тыc. грн. отводится на обновление материально-технической базы школы-интерната для детей-сирот в пос. Высокий, 500 тыс. грн. — на строительство плавательного бассейна Харьковского областного училища физкультуры и спорта №2. На корректировку проекта и завершение долгостроя — Валковской средней школы — выделено 500 тыс. гривен.

Среди счастливчиков, получивших надежду на реализацию своих планов, не оказалось Краснооскольской средней школы и Чугуевской мэрии, рассчитывавшей получить 100 тыс. грн. для проведения Слобожанской ярмарки.

Причины, по которым бюджетная комиссия отклонила их предложения, были различными. В основном — отсутствие понимания, на что конкретно будут потрачены выделенные средства, и несвоевременность подачи документов на рассмотрение депутатской комиссии.

Желающих заступиться за Краснооскольскую школу оказалось много — от председателя облсовета В. Салыгина до Олега Шаповалова, депутата фракции «Наша Украина», который, в частности, объяснил, что смета на необходимые работы, оказывается, есть… но почему-то не в комиссии, а у него на руках. За выделение средств на проведение Слобожанской ярмарки в Чугуеве походатайствовал лично губернатор, а мэр Чугуева Галина Минаева разъяснила, что 100 тыс. гривен уйдут не на подметание площади, а на освещение и подготовку к ярмарке инфраструктуры центральной части города.

Бюджетная комиссия сделала исключение и согласилась пересмотреть эти два «отказных» решения в особом режиме — в отдельной комнате прямо по ходу сессии. И школа, и ярмарка в результате получили необходимые им средства, однако председатель комиссии Л. Чуб попросила, чтобы впредь все необходимые для рассмотрения документы попадали к членам комиссии своевременно.

«А, что там комиссия! За полчаса пройдем!» — так думали раньше, — сказала Любовь Чуб. — Теперь скоропалительных решений комиссия принимать не собирается».

Не только «сколько», но и «за счет кого»

Доклад о наполнении доходной части областного бюджета делал Евгений Шевченко, первый заместитель председателя Харьковской областной налоговой администрации. По его информации, за I полугодие в сводный бюджет области собрано налогов на 2,2 млрд. грн., что на 725, 3 млн., или 33% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

В местный бюджет мобилизовано 824,6 млн. гривен при плане Минфина в 824,1 тыс. грн. Улучшили свои показатели и местные советы всех уровней — 787,8 млн. грн., что на 4,7% больше, чем в сопоставляемый период. По сравнению с прошлым годом на 28,1% выросли поступления в местный бюджет, они составили 180,7 млн. грн. План-график министерства финансов по налогам и сборам государственного бюджета, от которого проводятся отчисления и дотации, выполнен на 108, 2 % – в сумме 1 млрд. 680 миллионов гривен.

Остались невыполненными только два показателя — налог на прибыль предприятий (96,7%) и фиксированный сельхозналог (84,8%).

По словам Евгения Шевченко, оказывается, в Харьковской области по невыясненным обстоятельствам куда-то исчезает земля — объект налогообложения. Если в 2004 г. угодий было 1 581, 3 тыс. га, то в 2005 году уже 1 442 тыыс., а к середине 2006 года осталось всего 1 331 тыс. га. То есть идет прогрессивное сокрытие площадей, которые находятся в обороте, — по 100 тысяч га ежегодно!

Показатели местных бюджетов не выполнили три района и один город области: Боровской район — 98,3% , Великобурлукский — 84,2%, Изюмский — 90%, город Первомайский — 82,6%.

Налогов с доходов физических лиц — основы наполнения местных бюджетов — за I полугодие поступило 580, 5 млн. грн., на 27,5% больше, чем в прошлом периоде. Немало средств в бюджет дали и комплексные проверки предприятий на предмет соблюдения законов. 1004 организации и предприятия проверили за полгода налоговики и выявили нарушения в части своевременности выплаты зарплат в 75,6% случаев. В результате проверок в виде штрафных санкций и пени в бюджет пришло еще более 1 млн. грн., а административных штрафов — 6 306, 3 тыс. грн.

Работа налоговой с предприятиями помогла увеличить уровень выплачиваемой работникам зарплаты 387 предприятиям и 298 частным предпринимателям. За счет этого в бюджет дополнительно получено еще 162 тыс. грн. налогов.

Но радужное впечатление от отчета налоговой администрации подпортили вопросы депутатов и анализ, проделанный бюджетным комитетом. Так, депутат Владимир Калашников указал, что работа по выявлению теневых денежных потоков проводится налоговиками, на его взгляд, недостаточно активно. Обращает на себя внимание то, что количество предприятий, работающих с убытком, возрастает. В пищевой промышленности за полгода их стало больше на 5%, а этого быть не может, уверяет Алла Коваленко, директор Харьковской бисквитной фабрики. Депутаты попросили налоговую пристальнее всматриваться в отчетность убыточных предприятий.

Любовь Чуб обратила внимание докладчика на то, что странно высокими темпами в июне — всего за один месяц — была ликвидирована большая задолженность в сумме 4,4 млн. грн. по налогу с доходов физических лиц, образовавшаяся за пять(!) предыдущих месяцев. И поставила вопрос о том, как быстро смогут налоговики ликвидировать остальную задолженность. Наверстать упущенное Евгений Шевченко обещал в течение третьего квартала, когда селяне начнут рассчитываться после уборки урожая. А задолженность начала года покрыта, по его словам, из поступивших налогов на выплаченную зарплату.

Александр Дуболазов, зам. председателя бюджетного комитета, обратил внимание депутатов на то, что налоговый план выполнен и перевыполнен только на первый взгляд. Ведь треть налоговых поступлений — это так называемая переплата. И сумма этих переплат имеет стойкую тенденцию к увеличению: в 2005 году она составляла 517 тыс. грн., к концу года она была уже 605 тыс. грн., и за первое полугодие 2006 года доросла до 612 тысяч. Если же из суммы полученных налогов вычесть эту переплату, то окажется, что выполнение спущенного плана – не 108%, а 69,5%, а показатели, утвержденные местными бюджетами, не перевыполнены на 9,7%, а недовыполнены — 91,4% — в результате переплаты в 70 млн. грн.

Налицо не перевыполнение плана, а замаскированный бюджетный кризис, сделал неутешительный вывод А. Дуболазов.

В комментарии «Вечерке» Александр Николаевич пояснил:

— В докладе налоговой администрации не было сказано, за счет чего достигнуты их успехи. Налоговая стремится облегчить свою задачу и вместо того, чтобы работать с теми, кто недобросовестно платит налоги, обращается к добросовестным налогоплательщикам и просит заплатить вперед. Предприятия, чтобы не конфликтовать с этим органом, иметь «партнерские отношения», кредитуют его. Задолженность же в местный бюджет — 42 млн. грн. По-прежнему несвоевременно возмещается НДС. Оставшиеся в бюджете деньги, конечно же, тоже помогают «перевыполнить» план по налогам. Однако это вредная практика, поскольку успешно работающие и добросовестно платящие налоги предприятия вынуждены отрывать на переплату те средства, которые могли бы пустить на развитие — внедрение новых технологий, модернизацию производства.

Вот и вырисовывается проблема: чем больше соберет налоговая денег в государственный бюджет, тем больше их в виде субвенций и дотаций вернется в область. Но при политике «заплати вперед» мы ухудшаем положение добросовестных плательщиков налогов — то есть рубим сук, на котором сидим.

Информацию налоговой администрации депутаты приняли к сведению. Вот так — в спорах и серьезных обсуждениях — и прошла V сессия областного совета. Остается только пожелать депутатам хорошо отдохнуть, вернуться к работе с удвоенной энергией и беспристрастно проверить, как расходуются выделенные средства.