9 июля в малом зале «Березiль» театра имени Шевченко пройдет премьера сценической фантазии в стиле модерн в двух действиях по произведениям Владимира Набокова.

Но режиссера соблазнила не «Лолита»: он предпочел загадочные и воздушные рассказы Владимира Набокова.

Спектакль «Возвращение» создан по мотивам рассказов «Сказка», «Звонок», «Случай из жизни» и «Возвращение Чорба». В них автор затронул вечные темы любви и измены, светлых надежд и их краха, создал фантастический мир грез в котором пересекаются прошлое, настоящее и будущее.

– У Набокова можно ставить все, – считает режиссер-постановщик Александр Ковшун. -- Если бы у меня была возможность, создал бы театр Набокова. Рассказы мне предложила моя жена – режиссер по пластике Елена Приступ. Она же придумала поставить этот спектакль в новой эстетике: это не вербальный театр, здесь главное - пластичные метафоры.

– Драматические актеры не умеют танцевать как профессионалы, поэтому я считаю, что не стоит ставить технически сложные задачи – все равно они сделают это хуже, – говорит Елена Приступ. – Зато они могут лучше прожить, сыграть, поэтому актерские танцы – это вообще нечто отдельное. Когда я ставлю этюды – говорю актерам: «Сыграйте мне». Вообще, сейчас в театре можно наблюдать синтез драматичного, пластичного театра, кино, цирка,и нельзя сказать, где заканчивается одна эстетика и начинается другая. Я восхищаюсь таким театром.

Своеобразной сценической площадкой служит огромная кровать: она присутствует на протяжении всего спектакля.

– На этой кровати стоя помещается весь актерский состав – 22 человека, – рассказывает режиссер. – В финале всех стоящих на кровати актеров-мотыльков накрываются огромным сачком. Потом на сачке проявляется портрет Набокова: он ловил своих персонажей, как и мотыльков.

Новеллы Владимира Набокова достаточно сложны для постановки. Непросто было придумать и визуальный ряд для спектакля.

– В этих произведениях очень много недосказанности, и перенести их в декорации, костюмы непросто, – отмечает художник-постановщик, декоратор Александр Абманов. – Мне захотелось включить в спектакль все, чем увлекался Набоков: шахматы, бабочки. Костюмы в основном черные и белые плюс одно яркое цветовое пятно.

По словам режиссера, название спектакля обозначает «наше возвращение к самим себе, в глубины внутреннего мира, и возвращение самого Набокова, который стал прототипом Чорба».

– Это второе обращение к Набокову в харьковских театрах, – говорит заведующая литературной частью театра им. Шевченко Елена Седунова. – Первый спектакль по его пьесе «Событие» поставил на сцене руководимого им академического русского драматического театра Александр Барсегян в 90-х годах. Я помню, как после спектакля к нему приходили зрители со словами «Спасибо за Набокова». Какова будет реакция на второй спектакль, увидим на премьере.