
Студенческая команда лаборатории скоростных автомобилей Харьковского национального автомобильно-дорожного университета в очередной раз заявила о себе на престижных международных соревнованиях.
Первый опыт стал знакомством
В Германии прошли ежегодные международные соревнования по экономии топлива Shell Eco-marathon 2011. Это международный образовательный проект, масштабное студенческое состязание, в котором участвуют команды практически со всего мира. Принцип эко-марафона – разработать, создать и испытать во время соревнований энергоэффективное транспортное средство. Побеждает команда, чей автомобиль проедет наибольшую дистанцию, используя наименьшее количество энергии. Участники проезжают около 25 км, после этого измеряется количество затраченного топлива и километраж пересчитывается по отношению к одному литру бензина.
Впервые команда ХНАДУ приняла участие в эко-марафоне в прошлом году, став первой и единственной участницей не только из Украины, но и из стран СНГ. Вуз представил детище лаборатории скоростных автомобилей ХНАДУ – специально созданный для международной презентации энергоэффективный автомобиль ХАДИ-34. Дебют в престижном соревновании удался. Тогда харьковчане заняли 28-е место из 67, проехав на литре топлива эквивалент 570 км.
– Участие лаборатории скоростных автомобилей в международном студенческом эко-марафоне – самое резонансное событие прошлого года в международной деятельности нашего университета, – считает проректор по научно-педагогической работе и международным связям ХНАДУ Георгий Тохтарь. – Это был прорыв, феноменальное событие, которое наверняка войдет в историю университета.
Харьковчане улучшили прошлогодние достижения
После первого участия в соревнованиях работа в лаборатории продолжилась.
– В течение года мы дорабатывали конструкцию автомобиля ХАДИ-34, чтобы улучшить результат, – рассказывает заведующий кафедрой автомобилей ХНАДУ профессор Валерий Клименко.
Ребята модернизировали свое изобретение и смогли «переплюнуть» сами себя. В этом году среди 220 участников команда «ЛСА-ХАДИ» заняла 43-е место. Команда ХНАДУ установила рекорд Украины по топливной экономичности, автомобиль ХАДИ-34 был занесен в Книгу рекордов Украины как наиболее энергетически эффективный автомобиль в Украине. Результат 2011 года – 575 км на одном литре топлива.
В «маленькой Украине» потчевали салом и семечками
Командный дух и креатив стали главными фишками харьковской команды. На международном турнире ребята «ЛСА-ХАДИ» устроили настоящую презентацию своей страны.
– Мы старались донести до всех участников соревнований информацию об Украине – ее историю, национальный колорит, традиции, – говорит капитан команды Александр Чернышев. – На протяжении всего марафона каждый участник мог посетить нашу «маленькую Украину» и поучаствовать в образовательной акции Open up Ukraine.
Чтобы привлечь к палатке ХНАДУ как можно больше гостей, ребята нарисовали цветными мелками «дорожные указатели»: «Украина, 100 метров», «Украина, 50 метров». Студенты, организаторы, члены жюри, послушно следуя указателям и перемещаясь от надписи к надписи, попадали в «посольство маленькой Украины» – в «апартаменты» ХНАДУ. В палатке всех ждал радушный прием: участница команды Елена Токмиленко и репортер Алексей Бездетко встречали дорогих гостей в национальных костюмах. Всем, кто появлялся на «украинской территории», повязывали желто-голубые ленточки, вручали украинские шоколадные гривны, ставили на руки гостей штампики Ukraine. Гостей щедро потчевали семечками, сухариками, салом. «Блюда» показались иностранцам необычайно вкуснымы.
– Казалось бы, пустяк: украинские семечки. Но немцы, например, уверяли, что наши семечки даже пахнут по-особому, – говорит Валерий Клименко. – Особенно было приятно, когда французы хвалили наше сало с черным хлебом, нанизанные на шпажки.
Отведавшим «украинской кухни» гостям предлагали развлечения: игры, головоломки. Самой головоломной оказалась задача высвободить ножницы, связанные веревкой: ни французы, ни немцы, ни турки не смогли в ней разобраться. Харьковские ребята стойко держали интригу с ножницами, открыв секрет только в последний день.
– Эта головоломка привлекла к нам огромное количество людей, которых заинтересовало: «Что же это за команда? Что за народ такой – украинцы?». Я был очень горд тем, что наши ребята такие умные и талантливые, – вспоминает Георгий Тохтарь.
А самым успешным «пиар-ходом» оказались фотоснимки на память об Украине. Елена Токмиленко использовала персонажей из мультфильма – чумаков, которые ехали за солью. Ребята выставили силуэты казаков с вырезанными вместо лиц овалами. От желающих увековечить себя в казачьем «прикиде» не было отбоя: фотографировались африканцы, французы, испанцы.
В перспективе – новые трассы
У ребят есть желание продолжить участие в соревнованиях. Главный результат – прежде всего опыт, который натолкнул на необходимость применения более легких материалов, анализ процесса движения автомобиля на трассе, разработки стратегии движения. Студенты планируют разрабатывать и другие проекты: создать автомобили будущего с альтернативными источниками энергии. Команда нацелена на то, чтобы технологии автомобилей были максимально приближены к реальным условиям и стали прототипом для серийного производства энергетически эффективных машин.
ЛСА-ХАДИ устанавливает рекорды
Марка ЛСА-ХАДИ известна всему миру как уникальная школа подготовки молодых специалистов в области транспортного машиностроения и создания специальных автомобилей для автомобильного спорта. Почти за 60-летнюю историю были спроектированы и изготовлены более 30 гоночных автомобилей, которые принимали участие в соревнованиях по установлению рекордов скорости, а также в автомобильных кольцевых гонках. Установлено 42 всесоюзных рекорда скорости, из которых 16 превышают мировые достижения.