Студенческая команда лаборатории скоростных автомобилей Харьковского национального автомобильно-дорожного университета в очередной раз заявила о себе на престижных международных соревнованиях.

Первый опыт стал знакомством

В Германии прошли ежегодные международные соревнования по экономии топлива Shell Eco-marathon 2011. Это международный образовательный проект, масштабное студенческое состязание, в котором участвуют команды практически со всего мира. Принцип эко-марафона  разработать, создать и испытать во время  соревнований энергоэффективное транспортное средство. Побеждает команда, чей автомобиль проедет наибольшую дистанцию, используя наименьшее количество энергии. Участники проезжают около 25 км, после этого измеряется количество затраченного топлива и километраж пересчитывается по отношению к одному  литру бензина.

Впервые команда ХНАДУ приняла участие в эко-марафоне в прошлом году, став первой и единственной участницей не только из Украины, но и из стран СНГ. Вуз представил детище лаборатории скоростных автомобилей ХНАДУ  специально созданный для международной презентации энергоэффективный автомобиль ХАДИ-34. Дебют в престижном соревновании удался. Тогда харьковчане заняли 28-е место из 67, проехав на литре топлива эквивалент 570 км. 
 Участие лаборатории скоростных автомобилей в международном  студенческом эко-марафоне  самое резонансное событие прошлого года в международной деятельности нашего университета,  считает проректор по научно-педагогической работе и международным связям ХНАДУ Георгий Тохтарь.  Это был прорыв,  феноменальное событие, которое наверняка войдет в историю университета.

 Харьковчане улучшили прошлогодние достижения

После первого участия в соревнованиях работа в лаборатории продолжилась.

 В течение года мы дорабатывали конструкцию автомобиля ХАДИ-34, чтобы улучшить результат,    рассказывает заведующий кафедрой автомобилей ХНАДУ профессор Валерий Клименко.

Ребята модернизировали свое изобретение и смогли «переплюнуть» сами себя. В этом году среди 220 участников команда «ЛСА-ХАДИ» заняла 43-е место. Команда ХНАДУ установила рекорд Украины по топливной экономичности, автомобиль ХАДИ-34 был занесен в Книгу рекордов Украины как наиболее энергетически эффективный автомобиль в Украине. Результат 2011 года  575 км на одном литре топлива.

В «маленькой Украине» потчевали салом и семечками

Командный дух и креатив стали главными фишками харьковской команды. На международном турнире ребята «ЛСА-ХАДИ» устроили настоящую презентацию своей страны. 

 Мы старались донести до всех участников соревнований информацию об Украине  ее историю, национальный колорит, традиции,   говорит капитан команды Александр Чернышев.  На протяжении всего марафона каждый участник мог посетить нашу «маленькую Украину» и поучаствовать в образовательной акции Open up Ukraine. 

Чтобы привлечь к палатке ХНАДУ как можно больше гостей, ребята нарисовали цветными мелками «дорожные указатели»: «Украина, 100 метров», «Украина, 50 метров». Студенты, организаторы, члены жюри, послушно следуя указателям и перемещаясь от надписи к надписи, попадали в «посольство маленькой Украины» в «апартаменты» ХНАДУ. В палатке всех ждал радушный прием: участница команды Елена Токмиленко и репортер Алексей Бездетко встречали дорогих гостей в национальных костюмах. Всем, кто появлялся на «украинской территории», повязывали желто-голубые ленточки, вручали украинские шоколадные гривны, ставили на руки гостей штампики Ukraine. Гостей щедро потчевали семечками, сухариками, салом. «Блюда» показались иностранцам необычайно вкуснымы.

 Казалось бы, пустяк: украинские семечки. Но немцы, например, уверяли, что наши семечки даже пахнут по-особому,  говорит Валерий Клименко.  Особенно было приятно, когда  французы хвалили наше сало с черным хлебом, нанизанные на шпажки.

Отведавшим «украинской кухни» гостям предлагали развлечения: игры, головоломки. Самой головоломной оказалась задача высвободить ножницы, связанные веревкой: ни французы, ни немцы, ни турки не смогли в ней разобраться. Харьковские ребята стойко держали интригу с ножницами, открыв секрет только в последний день. 

Эта головоломка привлекла к нам огромное количество людей, которых заинтересовало: «Что же это за команда? Что за народ такой – украинцы?». Я был очень горд тем, что наши ребята такие умные и талантливые,  вспоминает  Георгий Тохтарь.

А самым успешным «пиар-ходом» оказались фотоснимки на память об Украине. Елена Токмиленко использовала персонажей из мультфильма  чумаков, которые ехали за солью. Ребята выставили силуэты казаков с вырезанными вместо лиц овалами. От желающих увековечить себя в казачьем «прикиде» не было отбоя: фотографировались африканцы, французы, испанцы.

В перспективе  новые трассы 

У ребят есть желание продолжить участие в соревнованиях. Главный результат  прежде всего опыт, который натолкнул на необходимость применения более легких материалов, анализ процесса движения автомобиля на трассе, разработки стратегии движения. Студенты планируют разрабатывать и другие проекты: создать автомобили будущего с альтернативными источниками энергии. Команда нацелена на то, чтобы технологии автомобилей были максимально приближены к реальным условиям и стали прототипом для серийного производства энергетически эффективных машин.

 ЛСА-ХАДИ устанавливает рекорды

Марка ЛСА-ХАДИ известна всему миру как уникальная школа подготовки молодых специалистов в области транспортного машиностроения и создания специальных автомобилей для автомобильного спорта. Почти за 60-летнюю историю были спроектированы и изготовлены более 30 гоночных автомобилей, которые принимали участие в соревнованиях по установлению рекордов скорости, а также в автомобильных кольцевых гонках. Установлено 42 всесоюзных рекорда скорости, из которых 16 превышают мировые достижения.