Как показали социологические исследования, проведенное по заказу Госземагентства в рамках проекта Всемирного Банка «Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра», треть владельцев земли, оказывается,  слыхом не слыхивали о том, что за помощью в решении земельных проблем можно и нужно обращаться в органы местного самоуправления.

Сельсовет имеет право отказать в приватизации участка


Так, к компетенции сельских, поселковых, городских советов относится решение ряда важных для местных общин вопросов, касающихся земельных отношений на территории населенного пункта. Прежде всего – о передаче земельных участков в собственность граждан.

– Как известно, по закону каждый гражданин Украины имеет право приватизировать земельный участок – для ведения личного крестьянского хозяйства, строительства частного дома и т. д., – объясняет  начальник отдела правового обеспечения юридического департамента Госземагентства Андрей Харченко. – Чтобы приватизировать землю, которая находится за пределами населенного пункта, нужно обращаться в районную администрацию, а если земля находится в пределах населенного пункта  – в сельский, поселковый, городской совет.

По словам специалиста, ходатайство о приватизации земельного участка рассматривает земельная комиссия. Ее решение вместе с выводами местного землеустроителя выносится на сессию сельсовета. В ходатайстве кандидат в землевладельцы указывает целевое назначение и ориентировочные размеры земельного участка, а также добавляет графические материалы, где указано желаемое место расположения участка.

Совет рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или мотивированный отказ. Если разрешение получено, землеустроительная организация, имеющая лицензию, по заказу будущего владельца участка разрабатывает проект.

– Однако сельсовет может и отказать в приватизации участка, – замечает Андрей Харченко. – Например, когда человек уже получил участок определенного целевого назначения и подает еще одно заявление. Или брал землю и не обрабатывал ее. Впрочем, если гражданин не согласен с решением сельсовета, он может обратиться в суд.

Суд может лишить нерадивого собственника земли


Также в полномочия сельских, поселковых и городских советов входит выдача разрешения на изменение целевого назначения земельного участка, указанного в государственном акте (статья 20 Земельного кодекса Украины), объясняет специалист.

– Например, когда на участке, предназначенном под жилую застройку и обслуживание придомовой территории, владелец желает построить магазин. В таком случае целевое назначение надо менять на коммерческое, – продолжает Андрей Харченко. – Но следует учесть: изменение целевого назначения разрешено не для всех земель. Запрещено изменять целевое назначение сельскохозяйственных угодий, которые приобретены гражданами за счет земельных долей (паев).

Если же владелец или арендатор использует участок не по целевому назначению, совет может обратиться в Государственную инспекцию по контролю за использованием и охраной земель с ходатайством о проверке. В случае обнаружения нарушений может быть выдано предписание об их устранении и наложены штрафы. Если же собственник участка не желает исправляться, то решением суда право собственности на земельный участок может быть принудительно прекращено. Если этот участок используется на условиях аренды, совет может инициировать расторжение договора аренды.

Чтобы помириться с соседями


Еще одной важной функцией советов является принятие решений о предоставлении в аренду земельных участков коммунальной собственности, которые находятся в пределах населенного пункта.

– Согласно требованиям законодательства, передача в аренду таких участков осуществляется по результатам проведения земельных торгов, – объясняет специалист. – И несмотря на то что не всегда находится хотя бы один претендент на аренду и еще нет четких правил проведения торгов, сельсовет должен их проводить.

Кстати, одним из самых неприятных моментов для владельцев земельных участков является «война» с соседями за межу. Судебная волокита длится годами, забирает много времени и средств.

– В этом случае сельсовет может примирить соседей, не доводя дело до суда, – подсказывает Андрей Харченко. – Все жалобы и обращения граждан должны рассматриваться на заседаниях специальной земельной комиссии. Представители комиссии отправляются на место межсоседского конфликта.

При этом специалист отмечает, что сельский совет, по закону, имеет полномочия решать земельные споры, однако его решения не имеют такого значения, как судебные предписания, а носят лишь рекомендательный характер. Однако если соседи не намерены тратить годы своей жизни и немалые средства на судебную тяжбу, земельная комиссия может помочь уладить конфликт на границе.