Романтический образ бравого угонщика в фильме «Угнать за 60 секунд» до сих пор стоит у меня перед глазами - от разнообразия уловок при совершении угонов «крутых тачек» просто дух захватывает! А те, у кого их угнали, выглядят полными идиотами -- их почему-то совсем не жалко... Никакими словами нельзя передать чувства, которые испытываешь, когда обнаруживаешь, что твоей машины нет на том месте, где ты недавно ее оставил. Подкашиваются ноги, кружится голова, холодеют конечности... Угнали... В мозгу беспорядочно проносятся воспоминания о том, как копил на нее, как любовно за ней ухаживал, выкраивал деньги на новые запчасти, резину, готовил к зиме, а потом к лету, как собирался через месяц поехать с семьей к морю... Где она, что с ней, куда бежать, кому звонить? Кто, кто это сделал?!

Ксожалению, я на собственной шкуре испытал весь этот ужас. Выйдя утром погулять с собакой, я обнаружил, что на стоянке, где я вчера вечером оставил машину, ее нет. Жена чуть не упала в обморок от известия, а я, собрав в кулак все свое хладнокровие, бросился к телефону. Прежде всего я позвонил в городскую ГАИ и сообщил дежурному об угоне, назвав модель автомобиля, цвет, номерные знаки, номера кузова и мотора, особые приметы. Дежурный сказал, чтобы я срочно ехал в отделение ГАИ при РОВД моего района и написал официальное заявление. Я помчался туда, где и рассказал оперативнику о происшедшем. С этого момента поисками моей машины занялись профессионалы.

Почепецкий Сергей Юрьевич, заместитель начальника Фрунзенского РОВД по оперативной работе: «Если проследить статистику угонов автомобилей за десять-пятнадцать лет, то сегодня этих случаев стало значительно меньше. Это, в первую очередь, связано с ужесточением мер пресечения за такой вид преступления. В конце 80-х — начале 90-х угонщик мог отделаться штрафом, а сейчас он получит весьма ощутимый срок. УК Украины предусматривает ответственность за незаконное завладение транспортным средством по ст. 289, части 1-й на срок до 5 лет лишения свободы, по части 2-й (группа лиц или повторно, с применением насилия или проникновения в помещение) от 5 до 10 лет и по части 3-й (насилие, опасное для жизни, или очень дорогая машина) от 10 до 15 лет. Ну и не нужно сбрасывать со счетов опыт и профессионализм наших сотрудников — например, за последнее полугодие из пяти угонов в районе было раскрыто четыре».
Ревака Сергей Тарасович, начальник отделения ГАИ Фрунзенского РОВД: «Угнанными автомобилями на территории нашего района занимается инспектор по розыску ОГАИ Андрей Владимиров. В его обязанности также входит розыск машин, скрывшихся с мест ДТП, изучение статистических данных и множество другой повседневной розыскной работы. Немедленно выезжая на все случаи ДТП и угонов, он опрашивает очевидцев, составляет картину происшедшего и делает предварительные заключения о характере и особенностях происшествия, после чего материалы передаются в следственный отдел.

Хочу еще раз напомнить водителям: не оставляйте свои автомобили без присмотра, особенно в ночное время суток, постарайтесь оборудовать их противоугонными устройствами, сигнализацией. Это намного уменьшит шансы любителей прокатиться «с ветерком» за чужой счет».

Спасибин Роман Викторович, начальник отдела уголовного розыска Фрунзенского РОВД: «Чаще всего угоняют ВАЗы — «копейки» и другую «классику», которые обычно не оснащены сигнализациями и другими средствами безопасности. Как правило, угонщики — молодые люди, «принявшие на грудь». В поисках приключений на свою пятую точку они угоняют автомобиль с целью покататься или доехать до нужного им места, после чего машина просто бросается на произвол судьбы. Совсем к другой категории относятся преступники, угоняющие дорогие «иномарки», — эти или выполняют заказ, или разбирают машину, продавая ее по частям. Здесь все серьезнее: авто за короткое время пересекает границу и исчезает навсегда или же попадает «на отстой» в частный гараж, где не спеша готовится к транзиту или разборке».
Панченко Олег Михайлович, оперуполномоченный отдела уголовного розыска Фрунзенского РОВД: «Я и мой напарник Саша Павленко уже много лет занимаемся расследованием преступлений, связанных с угонами. Работа, конечно, у нас трудоемкая — розыск угнанных автомобилей связан с бесконечными разъездами, опросами, осмотрами, тесной работой с ГАИ и таможней. Если учесть, что у отдела розыска нет даже собственной машины... Но не будем о грустном. Наши усилия не были бы хоть сколько-нибудь эффективными, если бы не налаженное сотрудничество и взаимовыручка между городскими районными отделениями милиции. В данном случае нам очень помогли оперуполномоченные Ленинского РОВД Сергей Сергиенко и Песочинского районного отделения милиции Алексей Надточий...»
Мой автомобиль обнаружили через пять дней в кювете возле поселка Песочин. Угонщик, не справившись с управлением, нырнул туда на полном ходу. И все бы ничего, но по дну кювета проходит массивный бетонный желоб для отвода сточных вод... Как он не погиб, пролетев десяток метров и врезавшись в этот монолит, осталось загадкой — машина восстановлению не подлежит.
«Джентльменом удачи» оказался ранее трижды (!) судимый за угоны тридцатилетний харьковчанин. Недавно, в очередной раз зачем-то выйдя на свободу, он решил взять в аренду старенький, дышащий на ладан автомобиль. Намучавшись с ним, он, недолго думая, решил исправить положение за чужой счет, угнав похожую машину и перебросив на нее номера со своей старой. Расчет был прост: автомобили похожи, при проверке можно было предъявить документы на старую машину — то, что патруль ГАИ вдруг захочет сличить номера кузова и двигателя с указанными в техпаспорте, было маловероятно. Рыская по городу в поисках добычи, он и набрел на стоянку около корейского центра «Чо-Сон» на бульваре Юрьева. Понаблюдав и быстро разобравшись что к чему, он остановил свой выбор на моей машине. Дело в том, что я живу в доме напротив, и многие жильцы, у кого есть автомобили — человек двадцать — ставят их на ночь вдоль дороги у нашего дома. По другую сторону дороги, метрах в пяти, уже начинается зона стоянки. Поставить туда машину на ночь стоит 4 грн. Хорошо, если у кого-то есть возможность вываливать в месяц по 120 грн., только за стоянку! А у кого ее нет? Живу я здесь уже 15 лет, и не нужно быть великим математиком, чтобы просчитать, сколько я должен был за это время заплатить денег. Поэтому, как и другие водители, я оставлял машину по эту сторону дороги, в надежде, что сторожа все-таки ну хоть одним глазком... Будочка сторожей расположена как раз посредине, и обзор наших машин у них великолепный. Но когда прошлой зимой из семи машин жильцов дома слили весь бензин (минимум полчаса работы!)... оказалось, что никто из них ничего не видел. Естественно, и сейчас они ничего не видели. «Мне за это не платят. И вообще, иди отсюда! — дерзко ответил на мой вопрос нервный старик-сторож. — Пусть ваши машины хоть сгорят!» Все мои попытки пристыдить боевого дедушку, что, мол, на ваших глазах совершалось преступление и т.п., ни к чему не привели. В принципе, он был прав, и я не имел права предъявлять ему претензий: он действительно не обязан следить за машинами вне стоянки, хоть и стоящими в пяти метрах от него. Но не правда ли, какое чудесное поле для деятельности рецидивиста-угонщика? Прямо райские кущи для тех, кто собирается, например, покататься на чужой машине или вытащить из салона магнитофон, или разжиться бензинчиком!.. Выбор — от «Жигулей» до иномарок, на любой вкус. Приходите, милости просим — здесь всегда посмотрят в другую сторону. Им же за это не платят...

А потом мы удивляемся и возмущаемся, почему никто не вступился за избиваемого пьяным хулиганьем человека...
То, что я в очередной раз научен горьким опытом, — бесспорно. Да, конечно же, нужно было ставить машину на охраняемую стоянку или купить гараж. Или, в данном случае, хотя бы потратиться на сигнализацию, «башмаки» на колеса, крюки на руль, капканы на педали и все такое. Но сдается мне, что это все равно бы не спасло...
Угонщик получит свой заслуженный четвертый срок, и выйдет (если выйдет) на свободу уже стариком. Судья его больше щадить не будет и выдаст «на всю катушку». И ведь наверняка он знал, на что идет, но, как всегда, жил по тюремному принципу «лучше раз на вороных, чем всю жизнь на клячах» — по-другому и не мог, потому что лишний он здесь, на свободе, чужой. Вот только я здесь при чем?..
Возвращаясь к известному фильму, машину можно «Угнать за...» короткое время, за большие деньги или, в конце концов, за идею... Но нелишне помнить и еще об одном варианте — за лишение свободы на много-много лет.
А как же: любишь кататься, люби и саночки возить.