О необходимости создания разноцветной коалиции в Верховной Раде Партия регионов говорила с момента оглашения окончательных результатов голосования на выборах-2006. Тогда – лежал снег, сейчас – рябины краснеют. Но цель достигнута. В широкую – или, как ее уже назвали, «широтную», поскольку она будет представлять электорат всех широт нашего государства – коалицию вошла и «Наша Украина».

Почему на единственно разумный проект коалиции ушли целых четыре месяца? Способно ли подписание Универсала успокоить общество и дать возможность начать работать правительству под руководством нового премьер-министра. Что будет, если и в будущем, желая подчеркнуть свою демократичность, по каждому спорному вопросу Верховная Рада и президент захотят устраивать Круглые столы, доводящие до идей разгона парламента или объявления импичмента президенту?
Что же касается подписания Универсала и согласия Ющенко на внесение в парламент кандидатуры своего политического оппонента, то произошло это, как и принято в Украине, в ночи. Успели до третьих петухов. До середины четверга было неизвестно, что именно подписали высокие договаривающиеся стороны. Непосредственные участники этого события скромно отмалчивались. Президент произносил знаменитые полуфразы, а Партия регионов разместить текст подписанного документа на своем сайте забыла. Ограничилась сугубым официозом – текстом президентского представления кандидатуры Януковича на пост премьер-министра. Белый листик с гербом – победный трофей или белый флаг? Без анализа текста Универсала понять трудно.

У утреннего третьеавгустовского молчания была объективная причина – просто не успели еще родиться те слова, которые нужно сказать, а те, что нарабатывались в течение последних полутора лет, вдруг резко устарели.
Зато сколько старых слов сказали об «изменниках» бютовцы и радикальные националистические силы! Юлия Тимошенко назвала изменой подписание Универсала «Нашей Украиной». И поздравила с победой Партию регионов, потому что считает, что Универсал был подписан на их условиях. Именно ее критика подписанного Универсала и вселила в «бело-синий» электорат уверенность, что лидеры Регионов поступили правильно.

Александр Кынев, ведущий эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований:

– Очевидно, что и сам Универсал, и вся эта история – его муторное обсуждение, когда вносили поправки, отказывались и так далее, – позволяли президенту, как ему кажется, сохранить свое политическое лицо. Окружение президента очень неоднородное, в нем есть люди прагматичные, скажем так, центристские, типа Порошенко, Кинаха, Еханурова. А есть радикалы, люди с агрессивной прозападной позицией, как раз сторонники НАТО, это Тарасюк и Гриценко преимущественно. Президент крайне к ним привязан и никоим образом не мог пойти на конфликт с этой частью своего окружения. Во многом, я думаю, для них, собственно говоря, весь этот спектакль и был организован. Хотя понятно, что роспуск парламента, невнесение кандидатуры Януковича было бы для Ющенко просто политической катастрофой, потому что весь политический анализ говорит о том, что следующая Рада для президента была бы еще хуже нынешней.

Но Ющенко остался непонятым частью собственных сторонников. «Львовская газета», например, уже призвала читателей «выработать высочайшие стандарты для своих вождей. Чтобы, когда снова появится шанс, отбросить капитулянтов», так как, по ее мнению, в ночь на четверг президент потерял право на моральный авторитет нации. «Это, наверное, единственное, что до сих пор держало его мизерный рейтинг, поскольку размышлять над моральными категориями в нынешней Украине свойственно лишь каждому десятому из ее жителей. Теперь апелляции к совести, патриотические лозунги, гуманистические парадигмы и другие известные президентские «прибамбасы» будут восприниматься как риторика вокзального шута. Что подарил президент своему народу ночью на четверг? Ощущение жгучего стыда за страну, которая, без сомнения, достойна лучшей судьбы и прозорливых лидеров».

Подписанный Универсал сильно отличается от первоначального, президентского варианта. Ющенко пришлось пойти на значительные уступки по принципиальным вопросам. В Универсале украинский уже не называется «единственным» государственным языком. Кроме того, подчеркнуто, что стороны обязуются придерживаться принципов европейской Хартии национальных языков и региональных языков. Ушла первоначальная формулировка «создание единой Православной церкви». Вместо нее – нейтральная констатация «поддержки стремления верующих к объединению православных церквей». Возможное членство в НАТО определяется только референдумом. И, учитывая ничтожную популярность этой идеи среди населения Украины – 15%, – можно сказать, что это практически запрет на вступление в альянс на долгие годы. Хотя в Универсале и нет слова «Россия», но по инициативе Партии регионов в нем упоминается о развитии в рамках ЕЭП.

Взамен президент и «Наша Украина» получили достаточно большое количество портфелей и влияние в будущем правительстве Януковича. Многие политологи оценивают этот шаг президента как политически сильный.
Выполнимы ли пункты Универсала? С появлением первых комментариев сторон, стало ясно, что под пунктами Универсала каждая из них подразумевает нечто свое. Как же он будет выполняться?

Андрей Ермолаев, президент киевского центра «София»:

– На Украине была потребность достичь политического компромисса буквально по 3-5 пунктам: о правилах игры, о гарантиях общественной безопасности, о конституционном порядке. Универсал такого содержания был бы подписан за два часа. Но к сожалению, Ющенко, предложив красивую формулу, начал загружать содержание, связанное с доктриной. И вот здесь возник конфликт. Конечно же, и для левых, и для Регионов некоторые формулировки были принципиально неприемлемы. Они все-таки базируются на партийных программах. И Янукович, и Ющенко являются приверженцами реформистского, либерального течения, может быть, с какими-то нюансами – от социал-либерального до консервативно-либерального. Но они презентуют разные страты украинской элиты – и бизнес-элиты и политической – и представляют разные стратегии развития украинского государства. Поэтому очень часто они говорят одним языком, но вкладывают разный смысл. Например, Партия регионов шла на парламентские выборы 2006 года с экономической программой, где декларировалась приверженность евро-атлантическим ценностям. Но когда возникла дискуссия о НАТО, оказалось, что по-разному трактуют стратегию движения Украины к Североатлантическому союзу. Ющенко и его команда считают, что нужно полноценное членство, естественно, это рассматривается как конфликтная стратегия в отношении России. Для восточных элит сотрудничество является прагматическим выбором, потому что это – рынок, это – политическое партнерство, но они рассматривают это всего лишь как технологический для государства элемент. Здесь скорее конфликт стратегий элит, который пока еще не доведен до уровня большого идеологического конфликта. Федерализмом в Украине часто подменяют дискуссию о правах самоуправления. Три четверти политических сил в диапазоне от левых, от коммунистов, социалистов до либералов считают, что реформа самоуправления сейчас – ключевая. Речь идет о правах органов самоуправления, о бюджетной реформе. Это фактически то, что регионалы называют экономическим федерализмом, где федерализм – это метафора, скорее, права самоуправления. А вот политический федерализм… Моя оценка: Партия регионов уже отказалась от радикальных действий, политического федерализма как нового устройства государства, и они в большей степени утверждают необходимость развития самоуправления. Я думаю, эту дискуссию скорее разыгрывают противники договоров, противники компромиссов, нежели сами стороны.

Кто победил от взаимных уступок? Пока никто. У Ющенко и его политической партии «Наша Украина» есть заветная мечта – отмена Конституционной реформы. Но если этого не произойдет, то выиграют все, и в первую очередь, народ Украины, которому изрядно надоело быть «электоратом».

С назначением на должность премьер-министра Виктора Януковича Украина становится парламентско-президентской республикой. Сформированное правительство станет первым в истории Украины независимым от президента органом, ответственным только перед Верховной Радой. По своему устройству наша страна будет похожа на Германию или Италию. Останется только достичь их уровня благосостояния, ведь до сих пор Украина является одной из беднейших стран Европы. И в этом на нового премьера, считающегося самым «эффективным премьером», возлагаются большие надежды. К тому же наряду с возросшими полномочиями перераспределенной в пользу Кабмина и Верховной Рады власти, в стране появилась мощная оппозиционная сила, что тоже должно сыграть роль стимула для добросовестной работы парламента и правительства.

Универсал не смог поставить точку в спорах о путях развития Украины. Скорее – многообещающее многоточие.