Харьковские кобзари презентовали аудиодиск с записями псалмов, дум, гайдамацких и казацких песен. Специалисты считают, звуки кобзы могли бы стать слобожанам ближе, чем восточная медитативная музыка.

«Братчики» ХХI века реконструируют старину


Кобзарские цеха есть во Львове, в Киеве, но харьковские кобзари, по словам искусствоведа Натальи Нечепуренко, отличаются от других основательным научным подходом.

– У нас кобзарством начали заниматься историки, философы, искусствоведы, – говорит Наталья Нечепуренко. – Кость Черемский – кандидат искусствоведческих наук, Александр Савчук – кандидат философских наук: они изучают кобзарство по документам и первоисточникам.

В харьковском кобзарском цеху десять братчиков. Они называют себя не кобзарями, а последователями кобзарской традиции. В цеху не только ученые и исполнители, но и мастера, которые сами делают музыкальные инструменты, на которых играли в XVIII веке: кобзы, бандуры, лиры, торбаны.

Как танкостроитель стал кобзарем


Один из исполнителей – Александр Савчук – «по совместительству» ученый: кандидат философских наук, замдиректора по научной работе Национального литературно-мемориального музея Г.С. Сковороды, старший преподаватель кафедры теории культуры и философии науки ХНУ им. В.Н. Каразина. Молодому человеку 27 лет, его кандидатская – о кобзарском мировоззрении.

– По образованию я танкостроитель, – делится Александр Савчук. – Будучи студентом ХПИ поехал в этнографическую экспедицию в Карпаты и увидел сохранившийся там срез традиционной культуры – нечто живое на фоне глобализированного мира. Я заинтересовался брендом Слобожанщины и выяснил, что таковым является бандура. Этот инструмент наиболее распространен на Полтавщине, на Харьковщине и Черниговщине, здесь было больше всего кобзарей и лирников, а Харьков был столицей кобзарства. У меня есть фотографии начала ХХ в.: кобзари сидят на Бурсацком спуске, на Университетской горке. Изучение кобзарства стала для меня такой же насущной необходимостью, как, например, есть.

На бандуре и теперь играют вслепую


Кобзари играли на разных инструментах, в том числе на кобзах и на бандурах. Но исторически сложилось, что в конце XIX века бандура стала завоевывать все большую популярность. Александр Савчук играет на бандуре.

– Игра на народной бандуре – старинная традиция, которая берет начало в XVII-XVIII веках. Незрячие кобзари исполняли специфический репертуар: думы, исторические песни, псалмы, – рассказывает Александр Савчук. – В начале XX века они были массово репрессированы, традиция прервалась, и в 50-60-х годах прошлого века возникла академическая игра на бандуре: появились трио, капеллы бандуристов.

– Мы с этой традицией не имеем ничего общего, – уверяет кобзарь. – В отличие от академической в украинской народной традиции на бандуре никогда не играли женщины и зрячие люди, хотя параллельно существовали аматорские традиции, когда на бандуре играли казаки, но кобзарями их не называли.

Академическая и народная бандуры – это разные традиции, разная эстетика и разный звук. Харьковские энтузиасты реконструируют именно кобзарскую традицию. Народная бандура должна звучать камерно, поэтому лучший вариант – игра под открытым небом и перед небольшой аудиторией, как это было в старину – на площади или у церкви.

– На бандуре нужно играть вслепую, фактически без нот. И мы стараемся воссоздать весь педагогический процесс кобзарей. Незрячий человек слушает и воспроизводит музыку на слух, добавляя что-то свое. Уж сколько раз была записана «Дума», но все играют ее по-разному. Фольклорная музыка основана на импровизации, – считает Александр Савчук.

Звуки бандуры дадут фору йоговской медитации


Харьковских кобзарей часто приглашают в школы, в вузы, в музеи. Они выступают в день рождения главного украинского кобзаря – Тараса Шевченко, участвуют в этнических и кобзарских фестивалях, в традиционных концертах на Покрова и Троицу.

– Интерес к кобзе заметно растет, – уверена Наталья Нечепуренко. –. Люди, которые хоть раз слышали, как звучит этот инструмент, хотят слышать его вновь и вновь. Звук кобзы завораживает. Эта музыка сродни медитативной.

– Кобзарей уже нет, – признает Александр Савчук. – Мы – зрячие люди и не зарабатываем на жизнь кобзарским искусством, но стараемся представить дух этой традиции. Бандура – это не просто умение играть на музыкальном инструменте, а целая философия, мировоззрение.

Бандура бандуре рознь
Академическая и народная бандуры – это разные инструменты. В академической бандуре 52 струны, а в старосветской – 21. Академическая бандура весит восемь килограммов, а народная – не больше килограмма. Чтобы изготовить такой, почти невесомый музыкальный инструмент – нужно немало умения. Дека старинной бандуры очень тонкая – всего два-три миллиметра, на ней нет металлических деталей: все колки деревянные. Бандуры делают из вербы или клена – выдалбливают из цельного куска дерева.