Сегодня практически в каждой витрине красуются вывески, завлекающие покупателей скидками и тотальными распродажами – в преддверии нового сезона многие торговые центры избавляются от летних товаров путем их уценки.
А кое-где на кассах стоят таблички, предупреждающие, что уцененный товар возврату и обмену не подлежит. Между тем специалисты настаивают: в отношении акционного товара Закон «О защите прав потребителей» никто не отменял.Как разъяснил заместитель председателя Харьковского областного общества защиты прав потребителей Святослав Маслак, если уценка товара проведена в связи с его несущественными недостатками, которые не влекут изменений физического или хозяйственного назначения вещи и возникшие по вине продавца либо производителя, то при реализации товара продавец обязан уведомить о таких недостатках покупателя, например, прикрепить бирку с указанием недостатка и сниженной цены. В таком случае продавец действительно не обязан удовлетворять претензии покупателя о замене купленного товара на качественный.
– То есть если вы купили кофточку без двух пуговиц и были предупреждены о том, что цена на нее снижена именно по этой причине, то вернуть этот товар в магазин только потому, что вам не захотелось морочить голову с новой застежкой, вы не имеете права, – объясняет Святослав Маслак. – Но если помимо оторванных пуговиц дома вы обнаружили на своей обнове еще и несколько затяжек, грозящих вот-вот превратиться в дырки – у вас есть все основания требовать замены на аналогичный товар надлежащего качества или расторжения договора купли-продажи. Причем требование потребителя о замене товара подлежит немедленному удовлетворению. Если же есть необходимость проверки качества товара, то продавец обязан выполнить ваше требование о замене в течение 14 дней с момента обращения.
Кстати, при расторжении договора расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар осуществляется исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае уценки – исходя из стоимости товара во время покупки. Более того, деньги, оплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности – в другой срок по договоренности с покупателем, но не позднее семи дней.
И не забудьте сохранить чек, поскольку требования о замене товара или расторжении договора должны быть подтверждены расчетным документом установленной формы, удостоверяющим факт покупки, с отметкой о дате продажи, напоминает специалист.