Двухнедельные младенцы плавают в бассейне, груднички лихо ныряют под воду и плавают в ластах, как крошечные рыбки. Так маленьких человечков учат быть с водой на «ты».

Такое необычное зрелище можно увидеть в одном из городских бассейнов. Автор этой оздоровительной системы «Как рыбка в воде» – психолог, тренер-преподаватель, инструктор по детскому дайвингу, мастер спорта, руководитель групп начальной подготовки клуба подводных фотографов «Дельта» Харьковского областного Дворца детского и юношеского творчества.

Дебют Татьяны Азаренко в «рыбкиной» системе был «домашним» – он случился два десятилетия назад, когда у нее появился первенец.

– Это был очень интересный опыт для мамы. Но начинать было страшно, – признается Татьяна Азаренко. – В 90-е годы практически не было какой-либо информации, но сын очень позитивно реагировал на занятия – улыбался, смеялся, и это воодушевляло.

Затем эксперименты стали обрастать теорией, начали появляться новые поклонники оздоровления малышей, и занятия «выплеснулись» из домашних ванн.

– Популяризация метода набирала обороты, и за 16 лет желающих заниматься в центре стало так много, что Харьков можно назвать ведущим в Украине по развитию родительской культуры, связанной с методиками раннего развития и оздоровления детей, – говорит Татьяна Азаренко.

Первый профессиональный опыт занятий состоялся в 1995 году. И сегодня авторская программа обучения детей плаванию Татьяны Азаренко защищена патентом и используется не только в Украине, но и за рубежом. Через ее систему прошли больше тысячи харьковских детей.

Однако специалисты занимаются не только новорожденными, но и будущими мамами на этапе беременности.

– Если мама много ныряла – у малыша развивается способность к более длительной задержке дыхания, – уверяет инструктор. – И разница между такими малышами и их «обыкновенными» сверстниками сразу заметна. Обычно малыши плавающих мам очень хорошо относятся к воде.


Вообще, плавание – это прекрасная возможность дать малышу проявить врожденные способности и рефлексы, связанные с задержкой дыхания и умением совершать активные плавательные движения, объясняет автор программы.

– Этими рефлексами ребенок обладает изначально, – рассказывает Татьяна Азаренко. – Задержка дыхания нужна человечку, чтобы благополучно родиться, не захлебнувшись околоплодными водами, активные плавательные движения – чтобы полноценно развиваться в условиях ограниченной подвижности. Эти мудрые природные ресурсы сохраняются в каждом человеке на начальных этапах его жизни. А если малышу дать возможность их реализовать, они сохраняются и развиваются в осознанной жизни, дают умение задерживать дыхание под водой, удерживаться на поверхности, плавать.

Харьков можно по праву назвать ведущим в Украине городом по развитию методик раннего развития и оздоровления детей, считают специалисты. Первые занятия с крохами нескольких недель от роду инструкторы стараются проводить в домашних ваннах и лишь затем «ученики» переходят в бассейн.

Глубина бассейна – примерно родителям по пояс (мамы и папы облачаются в купальные костюмы и тоже занимаются вместе с детьми). Чтобы малыш полюбил водную стихию – температура воды должна быть комфортной.

– Внутриутробно ребенок развивается при температуре 36-37 градусов, – рассказывает Татьяна Азаренко. – Поэтому первые несколько дней адаптивного контакта с водой разумно проводить при этой температуре. Но уже через несколько дней можно смело снижать температуру воды до 32-33 градусов. Тем более что при температуре 36-37 градусов двигаться в воде ребенку нежелательно. В этот момент он активно вырабатывает собственное тепло и активность при такой температуре принесет вред: высокая температура создаст перегрузку для сердечно-сосудистой системы. Физиологически новорожденный больше готов к переохлаждению, чем к перегреву.

С песней весело «шагать» и по водным просторам


В бассейн приносят крох даже двух-трех недель от роду.

– С физиологической точки зрения, в этом возрасте маленькие человечки могут плавать на спинке, – говорит Татьяна Азаренко. – Они вполне могут некоторое время самостоятельно удерживаться на поверхности. Но дети до полутора лет обычно плавают под водой: это связано с пропорциями их тел: голова достаточно велика, чтобы удержать ее над поверхностью воды. Но они могут задерживать дыхание и, совершая активные движения, выплывать для вдоха, а потом опять погружаться под воду. Удержать головку над водой у малышей получается в возрасте от года до двух лет. По нашей методике в это время дети уже самостоятельно умеют держаться на воде и плавать.


Малышам в бассейне раздолье. Вокруг полно игрушек, с ними работает артистичный тренер: занятия проходят под детские стишки и песенки. Поют все вместе – и мамы, и бабушки, кроме того, им, как могут, «подпевают» и малыши.

– Когда мама в первый раз приходит с ребеночком, она просто его обнимает и включается в структуру занятий, – говорит инструктор Алина Руденко. – Ребенок, как правило, ничего не боится. А за счет того, что мы поем и танцуем, мама тоже не успевает испугаться. Кроме того, малышам очень полезно слушать пение: со временем они уже знают, что нужно делать, когда звучит определенная песня.

Маленькие «рыбки» осваивают ласты


На днях маленькой пловчихе Диане исполнится два года.

– Занимаемся здесь с пяти месяцев: маме хотелось, чтобы ребенок плавал, был здоровым и крепким, – рассказывает бабушка Дианы Гайфуллиной Лариса Вавилова. – Воды не боялась абсолютно. Сначала мы ныряли: прыгали с бортика, затем у мамы с рук, затем ребенок начал погружаться сам. Теперь мы умеем и нырять, и плавать под водой в ластах. У ребенка с детства были проблемы с сосудами, но сейчас она чувствует себя лучше.

Мише Олейнику через месяц «стукнет» полтора года.

– Занимаемся с трех месяцев, – говорит его мама Екатерина Орехова. – Уже есть успехи: Миша плавает в ластах как торпеда, может проплыть под водой метра два. А еще он крепче своих сверстников. Конечно, простужается так же, как и все малыши, но болезнь переносит легче.

Самая крошечная пловчиха, которую довелось увидеть, девятимесячная Алевтина. Девочка почихивает, когда вода попадает ей в рот, но настроение у нее самое радостное.

– Занимаемся в бассейне с пяти месяцев, – представляет «рыбку» ее мама Светлана Стефаненко. – Мы решили, что плавание полезно для ребенка, и наши ожидания оправдались. Занятия в бассейне доставляют ей огромное удовольствие. За четыре месяца Аля научилась нырять и уже начинает плавать.


Но малыши ставят и более ранние рекорды. Как рассказала Алина Руденко, один малыш поплыл в 10 месяцев, правда «свечкой», ножками вниз, но делая вдохи на поверхности воды.

– По–взрослому они плавать еще не умеют: у малышей крупная голова, маленькие ножки и стопочки, которыми они фактически «прокалывают» воду, – объясняет инструктор. – Но наша задача – не «ставить» стили. Главная наша цель – чтобы эти занятия приносили радость и маме, и ребенку. С физиологической точки зрения, эти дети более закаленные, выносливые, легче переносят прививки. У ребенка развивается моторика, здоровая психика.

Дети очень меняются, говорит инструктор. Даже изначально вялые, болезненные дети становятся очень активными, боевыми: им дают много упражнений на развитие смелости.

Малышам до трех месяцев ничего не страшно


Будет ли дитя бояться воды, тоже во многом зависит от родителей и даже внутриутробного опыта малыша.

– Причины дисгармоничной реакции детей на воду могут быть связаны и со сложными родами, когда малыш мог пережить в родах первый негативный опыт – например, хлебнуть околоплодных вод, – считает Татьяна Азаренко. – Ребенок может опасаться воды, если во время ухода были допущены ошибки. Бывает, например, что бабушки или пожилые педиатры советуют купать ребенка вечером – перед кормлением. Но если малыш устал и голоден, такой опыт общения с водой не всегда позитивен. Такие ситуации преодолимы – подкорректировать негативную реакцию на воду помогут и инструкторы.

По словам Алины Руденко, самые маленькие – дети до трех месяцев – еще «помнят» о внутриутробной жизни и рефлекторно задерживают дыхание. Поэтому ныряют уже на первом занятии с любого положения, даже с бортика. Эти крохи ничего не боятся. А вот старшие ныряют не так бесстрашно, и их важно отвлечь и заинтересовать игрой. Правда, бывают и дети, которые категорически не хотят идти в воду.

– Таких малышей очень мало, – уверяет инструктор. – Детей до трех месяцев со страхом воды я не встречала. Но даже если ребенок очень боится воды, при правильном подходе уже на втором занятии он улыбается и плавает с удовольствием.