На первом месте при подготовке города к зиме стоит обеспечение каждого здания теплом. На эти цели предусмотрено финансирование в размере 51,5 млн грн.

В этом году, замечает Александр Кривцов, возможности по финансированию КП «ХТС» более скромные, чем два года назад. Это связано с тем, что более высокий процент средств, которые получают ХТС за счет оплаты потребителей, предприятие вынуждено направлять на  оплату «голубого топлива».

– Если раньше мы могли маневрировать, управляя процессом расчета с ДК «Газ Украины» «вручную», то в последние два года действует так называемый «распределительный счет»: все деньги, которые поступают на счет КП «ХТС», автоматически, по алгоритму, утвержденному правительством, «расщепляются» и отправляются банком в ДК «Газ Украины», – объясняет Александр Кривцов. – Конечно, финансовых ресурсов у предприятия стало меньше. Правда, здорово помогает то, что КП «ХТС» второй год подряд получает деньги за счет возмещения лимита выбросов в атмосферу по Киотскому протоколу: два с лишним миллионов евро – хорошее подспорье для технического перевооружения и подготовки тепловых сетей к зиме. Кстати, в этом году, несмотря на более скромное финансирование, КП «ХТС» 22 миллиона гривен собственных средств направляет на мероприятия по энергосбережению.

По словам первого вице-мера, долг населения ХТС составляет более 500 млн грн., которые предприятие, в свою очередь, задолжало ДК «Газ Украины». При этом Александр Кривцов отмечает, что предприятие погашает свой долг согласно утвержденному графику.

– Поэтому своевременность расчета населения по теплу очень важна. К счастью, у нас действуют двухставочные тарифы. И если зимой оплата едва достигает 90%, то летом многие харьковчане погашают свои долги, поскольку тариф уменьшается и сводится только к оплате за обслуживание сетей, – говорит Александр Станиславович. – Так, в прошлом месяце было оплачено 227%, за половину июля – 167%. Таким образом, появляются финансовые ресурсы для погашения долгов КП «ХТС» перед ДК «Газ Украины» за потребленный газ. Тем не менее нам предстоят непростые переговоры с ДК «Газ Украины», «НАК Украины». А кредиты брать предприятие тоже уже не может, поскольку и так имеет существенные обязательства перед банками. Очень надеемся на помощь государства, которое обещает отнестись к этой проблеме с пониманием.

Между тем кампания по подготовке к зиме идет на предприятии полным ходом. На сегодняшний день уже больше половины необходимых работ выполнены. КП «ХТС» подготовило к предстоящему отопительному сезону восемь районных котельных, 142 из 242 квартальных и локальных котельных, 130 из 275 центральных и индивидуальных тепловых пунктов, 718,9 км тепловых сетей из 1595 км в 2-трубном исчислении.

– Тепловые источники – одна из основных проблем предприятия, – рассказывает главный инженер КП «ХТС» Евгений Зинченко. – На многих из них срочно требуется замена изношенного оборудования и устаревших котлов. Особенно это касается встроенных в жилые дома котельных, которые давно пора выводить из действия и переводить объекты либо на централизованную систему теплоснабжения, либо строить автономные, локальные котельные. Это одно из приоритетных направлений работы.

В прошлом году, по словам Евгения Андреевича, уже было ликвидировано десять котельных, в этом намечается закрыть ряд устаревших тепловых источников в Ленинском районе (пять котельных, встроенных в жилые дома по Полтавскому шляху и ул. Кандаурова), а также подключить к централизованной системе от ТЭЦ-5 два детских сада. Кроме этого, разработана техническая документация для выполнения необходимых работ по ликвидации встроенных котельных в Червонозаводском районе. Планируются работы и по замене сетей. Однако, несмотря на старания тепловиков, процент износа сетей не уменьшается и на сегодняшний день он составляет более 70%.

– Чтобы стабилизировать ситуацию в части повреждаемости, необходимо ежегодно перекладывать 80-100 км сетей, – говорит Евгений Зинченко. –  В течение последних трех лет мы ситуацию стабилизировали, но стоит только сбавить темпы замены  изношенных сетей – это сразу даст негативные результаты.

Проблемой номер один являются и внутриквартальные сети, которые имеют наибольшую степень изношенности. К сожалению, отмечает главный инженер, из-за недостатка средств в год заменяется лишь половина от необходимого количества труб (на начало текущего года – 9,8 км).