Главный тренер «Металлиста» Мирон Маркевич первым из представителей отечественного тренерского цеха достиг отметки в 500 матчей в элитном дивизионе.

Юбилейный поединок пришелся на пятый тур, в котором «Металлист» принимал «Александрию» и победил соперника со счетом 2:1.

ОТ «ВОЛЫНИ» ДО «МЕТАЛЛИСТА»

– О приятном подтексте до игры вы были в курсе?

– Честно говоря, нет. О нем мне позднее сообщил мой помощник Вячеслав Хруслов, узнавший про юбилей из вашей газеты.

– Часто бывает, что то или иное знаменательное событие не совпадает с положительным результатом. В матче с «Александрией» такие предпосылки были? 

– Разве что в концовке, после забитого «Металлистом» второго мяча. Наши игроки почему-то решили, что победа в кармане, и это привело к пропущенному голу. Могли пропустить снова – у «Александрии» был хороший момент. Так что праздник мог оказаться и 
подпорченным. (Улыбается). 

Маркевич отмечает 60-летие: шесть интересных фактов из жизни юбиляра


– По иронии судьбы, в 500-м матче «Металлист» взял верх над командой, возглавляемой вашим бывшим подопечным по «Карпатам» Владимиром Шараном… 

– Хочу поздравить Владимира – ему удалось создать хорошую команду. «Александрия» старается играть в футбол – не лупит мяч куда попало, а контролирует его. Подопечные Шарана сыграли против нас тактически грамотно, хотя мы не использовали много шансов для взятия ворот. Но отмечу, что игра александрийской команды как для новичка премьер-лиги выглядела достойно.

– Свой первый из пяти сотен матчей помните? 

– (Вздыхает). Это было в 1992 году, в первом чемпионате Украины. «Волынь», которую я возглавлял, свела к нулевой ничьей выездной поединок с «Прикарпатьем». Запомнилась мне и первая игра в родных стенах: мы переиграли «Днепр» Николая Павлова со счетом 1:0. Автором гола стал вратарь Михаил Бурч, реализовавший пенальти в начале второго тайма.

– Есть ли игра, проходящая через вашу карьеру красной нитью? 

– Наверное, это поединок «Карпаты» – «Черноморец», сыгранный в сезоне-1992/93 во Львове. Для меня это был первый год работы в львовском клубе, с которым по итогам того чемпионата удалось занять шестое место. «Черноморец» был серьезной командой, что ни имя – фигура: Цымбаларь, Никифоров, Гусев… А тренировал их ныне покойный Виктор Прокопенко. После первого тайма мы проигрывали – 1:, причем, как говорится, без шансов. Но во втором ситуация изменилась: «Карпаты» предстали абсолютно другой командой, и мы выиграли – 4:3! Почему запомнил именно тот матч? То была одна из первых моих игр в этом клубе, да и сценарий поединка получился особенным. Впрочем, было и много других запоминающихся матчей – со знаком как «плюс», так и «минус». Есть что вспомнить…

БРОНЗОВЫЙ НАБОР ИЗ ШЕСТИ МЕДАЛЕЙ 

– К каким тренерам себя относите – к диктаторам или демократам? 

– Не могу сказать, что хожу с палкой и требую, чтобы было все по-моему. Но, с другой стороны, сесть себе на голову не позволю никогда. Это однозначно.

– Предпочитаете золотую середину? 

– Так и должно быть. В футболе это очень важно. Нужно быть гибким, особенно сейчас, когда играет много легионеров. У каждого свой характер, свои особенности – и все это тренеру нужно учитывать. Впрочем, я и раньше старался быть справедливым.

– Правда ли, что нынешнее поколение украинских футболистов отличается строптивостью? 

– Я бы не сказал. Все зависит от того, кто как относится к своей работе. Это во-первых. А во-вторых, не все зависит от тренера. Если в команде все в номе – как в тренировочном процессе, так и с оплатой труда, никаких проблем быть не должно. Но если при этом нет результата, тренер может обижаться только на себя. 

Мирон Маркевич раскрыл свои тайны


– Часто ли в вашей карьере возникало желание врезать предвзятому арбитру? 

– (Смеется). Да, и не раз. Но однажды я все-таки не сдержался – причем, было это недавно, когда меня удалили на трибуну. Но тот судья мне столько нагадил – как в жизни, так и в тренерской карьере, что я не утерпел.

– А друзья среди арбитров у вас есть? 

– Ну, как друзья… Со многими из судей у меня нормальные отношения. Надеюсь, и у них со мной тоже. Я понимаю, что футбольный арбитр – это специфическая профессия. Судье сложно кому-то угодить: стоит команде проиграть, как тренер уже обижен. Но ничего не поделаешь, такая у них работа. Когда рефери ошибся случайно – это видно сразу, но когда уже с первой минуты он начинает «прессовать», тут уж совсем другое дело. Однако и в этом случае тренеру нужно уметь держать себя в руках, ведь от того, что он выплеснет эмоции, команде будет только хуже.

– В футболе вас часто предавали? 

– К сожалению, да.

– А разочарований в футбольной жизни было много? 

– Очень много. Но нужно терпеть. Такова тренерская доля, и никуда от этого не денешься.

– В вашей коллекции уже шесть бронзовых наград. Какая далась труднее? 

– Наверное, последняя. В прошлом чемпионате кроме «Металлиста» на бронзу претендовали «Днепр» и «Карпаты». Кто финиширует третьим, долго оставалось неясным – борьба велась до последнего тура. Да и наша игра, чего скрывать, была не очень яркой.

«АТОМНАЯ» КОМАНДА 

– А первая бронза, завоеванная в сезоне-1997/98 с «Карпатами»? 

– Во Львове тогда была «атомная» команда! Мы легко поднялись на третье место, и даже были способны без напряжения занять второе. Конкурировать с «Динамо» было тяжело, но это не мешало «Карпатам» их обыгрывать – причем, не только в Киеве, но и во Львове. А вот «Шахтер» мы могли без труда обойти. Тем более, что у горняков выиграли дважды. Однако в львовском клубе в ту пору был бардак – менялись президенты, спонсоры. Все это сыграло не в нашу пользу.

– Где храните медали? 

– Часть наград – в Харькове, остальные – в домашней коллекции во Львове. А вот первый кубок, врученный тогдашним президентом ФФУ Виктором Банниковым, я отдал в музей «Карпат». Кстати, свою первую бронзовую медаль мне пришлось отдать Игорю Плотко, которому награда почему-то не досталась. Правда, потом мне сделали дубликат.

– Надеюсь, из того же металла? 

– Да. (Смеется).

– В Харькове чувствуете себя счастливым? 

– Я благодарен судьбе, что шесть лет назад попал к людям, которые меня воскресили в футболе. Ведь на тот момент я полтора года оставался без работы, и меня уже начали забывать – в какой-то мере против меня сыграли «карпатские» скандалы. Но в Харькове в меня поверили, и за это доверие я очень благодарен.

– На какой срок вы связаны с «Металлистом»? 

– Контракт у меня действителен еще почти два года.

– Каких-то четыре года назад основная загрузка ложилась в вашей команде на 13-14 игроков. С тех пор «Металлист» сделал существенный шаг в расширении кадрового потенциала. Вы, как тренер, довольны? 

– Конечно. В нашем распоряжении два десятка футболистов, что позволяет варьировать состав. Учитывая, что скоро «Металлисту» предстоит участвовать в Лиге Европы и Кубке Украины, нагрузка на основных игроков выпадет серьезная. В связи с этим мы имеем возможность дать отдохнуть нашим ведущим исполнителям, что на продолжительной турнирной дистанции весьма важно.

– В январе 2008 года в США вам была сделана сложная операция на ноге. Как чувствуете себя после нее? 

– Нормально. Я даже играю в футбол. По три-четыре раза в неделю вместе с тренерским составом и представителями нашей детской школы участвую в футбольных баталиях, а также играю за ветеранов «Металлиста». Слава Богу, ноги это позволяют.

ШЕСТЬ ВИЗИТОВ ВО ФЛОРЕНЦИЮ 

– В свои 60 вы выглядите значительно моложе. Каков рецепт молодости от Мирона Маркевича? 

– Нужно не думать о возрасте и больше двигаться. Будь то ходьба, бег, езда на велосипеде или работа в тренажерном зале – все это непременно сгодится для здоровья! По-другому я свой распорядок дня уже не представляю. Кроме движения не нужно забывать и о режиме питания. Желательно ограничивать себя в тяжелой пище, не злоупотребляя жирным и сладким. Лучше больше налегать на рыбу, овощи и фрукты. Иногда, правда, мысли о чем-то вкусненьком лезут в голову, но я их стараюсь отгонять.

– На сколько лет себя ощущаете? 

– Даже не знаю. Главное, что есть желание бегать, двигаться, работать.

– Супруга не ревнует, если на вас засматриваются другие женщины? 

– Ну, об этом лучше у нее спросить. Думаю, что ревнует. Но при этом делает вид, что ничего не видит. (Смеется). 

Маркевич - о воспитании игроков, о клубе, о себе (ПРЯМАЯ ЛИНИЯ)


– Насколько важно для вас присутствие семьи на важных матчах? 

– Когда родные люди находятся на трибуне, чувствуешь еще большую ответственность. Я об этом и футболистам говорю: не забывайте, что на стадионе сидят ваши семьи, поэтому в первую очередь думайте о них. Семья – это святое, и каждый игрок должен понимать: он играет для детей, жены, матери. Ну, и для болельщиков, разумеется. Если об этом думать постоянно, все будет все нормально. Что же касается моей семьи, то супруга бывает на матчах «Металлиста» часто, сыновья – посещают по возможности. Но тоже нередко.

– За годы в футболе вам не раз приходилось бывать в разных уголках земного шара. Какая страна или город больше впечатлили? 

– Италия и неповторимая Флоренция. Это мой любимый город. В нем был раз шесть, но хочется приезжать туда снова и снова. Если выпадает возможность, всегда стараюсь посетить эту колыбель искусства. Италия – страна-музей, от которой я в восторге. К тому же, в ней живут замечательные люди.

– Вы – суеверный человек? 

– С возрастом становлюсь таковым все больше. Не скажу, что это носит фанатичный характер, но во многие приметы верю. Впрочем, в футболе иначе и быть и не может. Тот, кто работает тренером, меня поймет.

– Не ошибусь, если предположу, что Маркевич-тренер мечтает о чемпионстве… 

– Вне всякого сомнения! А вот удастся это или нет – другой вопрос.

– Намерены покорить рубеж в тысячу матчей? 

– Нет, что вы! Я – реалист. Вот если бы к уже имеющимся 500 «украинским» матчам приплюсовать игры, проведенные в роли тренера в союзные времена, тогда до тысячи я бы дотянул. А пока – буду работать, пока есть желание и силы. А там время покажет…