Информация о ценах на товары в магазинах розничной торговли не является коммерческой тайной. Она общедоступна, а следовательно, может использоваться покупателем по своему усмотрению.

Читательница «ВХ» Алла Матвейчук решила раскошелиться на широко разрекламированные косметические средства по уходу за волосами. Но рассмотрев ценники на интересующих ее продуктах в одном из супермаркетов, ужаснулась – за полный комплект шампуней-бальзамов и масочек придется выложить чуть ли не месячный оклад. Девушка решила записать цены на интересующую ее косметику, дабы сравнить с ценами в других магазинах.

– Продавцу мои действия не понравились, она запретила «проводить мониторинг», ссылаясь на то, что «цены – это коммерческая тайна» и есть распоряжение администрации, запрещающее записывать, передавать по телефону и фотографировать эту информацию, – рассказывает Алла. – Я и рта не успела открыть в свое оправдание, как появился охранник и буквально взашей вытолкал меня из магазина. Неужели сотрудники магазина правы?

Как пояснил заместитель председателя Харьковского областного общества защиты прав потребителей Святослав Маслак, согласно Закону «О защите прав потребителей», человек имеет право на получение полной, объективной и достоверной информации о товаре, ключевым моментом которой является его цена.

– Продавец в данном случае лукавит, – говорит Святослав Маслак. – Цены не могут являться коммерческой тайной, поскольку к ним существует свободный доступ и информацию о цене на тот или иной товар можно получить на законном основании, свободно посещая торговое предприятие. Потребитель имеет законное право ознакомиться с ценами в различных торговых сетях и выбрать товар по карману. Вполне естественно, что при этом он делает записи – не у всех же феноменальная память. Причем информацию о ценах человек может не только переписать, но и сфотографировать и снять с помощью видеокамеры.

По словам специалиста, супермаркет – это публичное место, а не закрытый клуб, куда клиентов пускают лишь по клубным картам, а посему подобный запрет расценивается как нарушение закона об информации и попрание конституционных прав граждан. И если персонал торговой точки запрещает потенциальному покупателю переписать данные с нескольких ценников, равно как и разговаривать по мобильному (ни в правилах торговли, ни в Законе Украины «О защите прав потребителей» не содержится никакого упоминания о том, что в торговых залах запрещается разговаривать по мобильному телефону) – в таком случае надо оставить запись в книге жалоб. Необходимо указать свои данные и координаты, по которым с вами можно связаться. Предприниматель, ознакомившись с претензиями, должен отправить ответ. При отсутствии адреса обиженного покупателя в книге жалоб предприниматель дает ответ в той же книге жалоб. Если же со стороны владельца торговой точки нет никакой реакции – тогда вам прямая дорога в Харьковское областное управление по делам защиты прав потребителей или в Харьковское областное общество защиты прав потребителей.