Разговоры о передаче различных коммунальных и муниципальных объектов в концессию ведутся уже пару лет, а 26 июля 2006 года Харьковский городской совет принял-таки решение о создании комиссии для проведения концессионных конкурсов. Из доверительных источников получены сведения, что ПТП «Вода» может быть вынесен на одну из таких комиссий и сдан в аренду на длительный срок.

Печальный опыт одесской городской общины, оставшейся без водоканала в результате передачи его в аренду, не может не вызвать тревоги в связи с тем, что ситуация в Харькове, возможно, может сложиться… ну по очень уж похо-жей схеме.
В газете «Зеркало недели» № 29 за 26 июля 2006 г. в статье «Одесский водоканал: мораторий на инвестиции» пишут:
«Одесса может похоронить последний проект в сфере реформирования жилищно-коммунального комплекса, начатый прошлой властью. Все остальные, касающиеся обслуживания жилья, с треском провалились. Но ситуация вокруг последнего куда сложнее. Речь идет о городском водоканале, два с половиной года назад переданном в аренду на 49 лет частной структуре — ООО «Инфокс».
Еще тогда это решение выглядело сомнительным и вызвало волну негодования. Его готовили в спешке, без проведения тендера. И сегодня Одесса «має те, що має». Оправдались самые худшие опасения: арендатор свои обязательства по инвестированию не выполняет.
Исковое заявление о расторжении договора аренды уже в суде. Хотя решения сессии на этот счет пока нет. Но Одесская мэрия настроена воинственно. Об этом свидетельствует и принятое уже депутатским корпусом решение о создании коммунального предприятия «Одесводоканал». В ответ арендатор предъявил мэрии два иска и собирается взыскать с города крупную сумму…
Изучением сложившейся ситуации занимается рабочая группа. Возможно, арендатор докажет, что он пришел в город всерьез и надолго. Возможно, власти дадут ему гарантии стабильного присутствия на одесском рынке, и сотрудничество будет продолжено. Но чем бы ни закончилось нынешнее тихое противостояние, этот печальный опыт реформ уже преподнес главный урок. Когда власть руководствуется интересами не городской общины, а бизнеса (что было продемонстрировано предыдущим руководством города), ничего путного ожидать не приходится.
Ненормальность ситуации очевидна и по другой причине — пожалуй, самой главной. Отдавать в аренду стратегические объекты, от которых зависит водоснабжение всего города, руководствуясь при этом политической конъюнктурой, связями, личными обещаниями и клятвами, непозволительно и даже, если хотите, преступно».
В Одессе за два года работы в городе инвестора водопровода цены для населения выросли в 1,6 раза, а для всех остальных потребителей — в 2,3 раза.
30 июня одесская мэрия направила в суд иск о взыскании с арендатора 3,9 млн. грн. В свою очередь ООО «Инфокс» направило в суд два заявления, в которых требует взыскать с города 70,9 млн. грн., считая, что ему нанесен значительный материальный ущерб!
Слово «концессия» — малоизвестное, но на вид очень привлекательное. Советским гражданам оно больше известно по похождениям Остапа Бендера. Для того чтобы понять, что это такое, а также что с тех пор практически ничего не изменилось, обратимся к профессионалам и к мировой практике.
На сайте «Обозреватель» в разделе «Экономика» опубликована статья доктора экономических наук Ильи Комарова «Концессии на водных ресурсах». Ниже приводятся наиболее интересные, на наш взгляд, фрагменты этого материала.
«Государственный аудиторский орган Франции (Cour des Comptes) в 1997 г. представил доклад по «Местным службам водоснабжения и канализации», в котором, в частности, говорится: «Отсутствие надзора и контроля за переданными объектами, усугубляющееся из-за отсутствия прозрачности, характерного для концессионной формы управления, привело к злоупотреблениям».
Например, в Меце, одном из крупных городов страны, частная компания водоснабжения не представляла финансовой отчетности городскому совету в течение 20 лет; в Бандол-Савари (около Тулона) корпорация Vivendi на протяжении длительного времени выставляла городскому совету счета за одни и те же работы два раза в год.
После 1992 г. цены на воду во Франции увеличивались в среднем на 10% в год.
Во Франции транснациональные корпорации (ТНК) часто образуют совместные предприятия (СП) для получения водных концессий.
Например, в аудиторском докладе (2000 г.), посвященном водоснабжению в самом Париже, где службы водоснабжения и канализации были отданы в концессию в 1985 г.,
указывается на «завышенные цены на воду» и на то, что «административные, правовые и финансовые взаимоотношения характеризуются отсутствием финансовой прозрач-ности».
Проверка финансовой отчетности, представленной корпорацией Suez-Lyonnaise, показала ее неадекватность: по представленным в докладе данным, «истинный размер прибыли в два с половиной раза превышает официально заявленные величины».
Корпорация Vivendi перечисляла предназначенные для ремонта средства вышестоящей компании, и фактический объем ремонтных работ был ниже заявленного.
Крупнейшие водные ТНК имеют интересы и за пределами сектора водоснабжения и канализации. В случае, если доходы от водных концессий инвестируются в других странах или на операции другого рода, то местные приоритеты развития могут оказаться под угрозой.
Кроме того, при заключении концессионных соглашений ТНК обычно настаивают, чтобы контракты, в которых определяются их обязанности, были коммерческой тайной.
Так, корпорация Vivendi использует мировой сектор водоснабжения и канализации для финансирования других направлений своей деятельности.
В январе 2000 г. эта корпорация заявила, что общая задолженность промышленной группы (16,5 млрд. евро) будет отнесена на счет предприятий водоснабжения, энергетики, обработки отходов и транспорта (так называемое «экологическое подразделение»), а телекоммуникационное подразделение долгов иметь практически не будет. Если учесть величину объема продаж «экологического подразделения» в 1999 г. (22,2 млрд. евро), то эта задолженность, по сути, является дополнительным сбором в 4% за услуги по водоснабжению, переработке отходов и транспорту с каждого потребителя корпорации во всех регионах мира.
Коррупция — частый спутник концессионных отношений. Причины этого четко сформулированы в докладе Всемирного банка: «…процесс приватизации сам по себе может провоцировать коррупцию. Фирма может заплатить за право принимать участие в конкурсе или за ограничение числа участников такого конкурса. Она может заплатить за заниженную оценку стоимости имущества, подлежащего аренде или продаже, или за льготное отношение к себе в процессе отбора… фирмы, которые платят, могут рассчитывать не только на получение контракта или на победу на приватизационном аукционе, они могут также рассчитывать на неэффективные субсидии, монопольные преимущества и на менее жесткое регулирование в будущем…»
Деятельность частных компаний водоснабжения и канализации приводит к ограничению конкуренции:
— глобальный рынок водоснабжения и канализации контролируется несколькими крупными ТНК, которые часто действуют совместно;
— частные компании предоставляют контракты на выполнение работ своим собственным дочерним предприятиям.
Например.
— Водным компаниям Великобритании никогда не приходилось конкурировать за монопольное положение в регионах. Они получили монопольные концессии на 25 лет.
— В соответствии с законодательством ЕС водные концессии относятся к числу немногих государственных контрактов, для которых не требуется проведения конкурсных торгов.
— Во Франции в приватизированном секторе водоснабжения и канализации доминируют три частных конгломерата — Vivendi, Suez-Lyonnaise des Eaux и SAUR/Bouygues.
Эти же компании являются основными игроками на международном рынке, вместе они контролируют более 70% рынка водоснабжения и канализации.
…Таким образом, обзор зарубежных источников отражает негативные результаты практики водных концессий. Для водных концессий характерно повсеместное отсутствие прозрачности финансово-хозяйственной деятельности.
При концессионной деятельности падает качество обслуживания, ремонта оборудования, ухудшается эксплуатационная деятельность, растет плата за пользование водными ресурсами, полностью отсутствует конкуренция, развивается взяточничество, растет коррупция».
И, как следствие: в Гренобле в 1996 г. бывший мэр и министр правительства, а также один из высших менеджеров корпорации Lyonnaise des Eaux были приговорены к тюремному заключению за взятки при получении контракта на водоснабжение и канализацию для дочерней компании.
В Ангулеме в 1997 г. бывший мэр получил два года тюрьмы и два года условного заключения за получение взяток от компаний, участвующих в тендере на контракты, включая Grenerale des Eaux.
Исполнительные сотрудники компании Grenerale des Eaux были осуждены за попытку подкупа мэра Сен-Дени с целью получения концессий на водоснабжение и канализацию.
Как видно из сказанного, даже европейские страны не в состоянии бороться с коррупцией в этой области; что уж говорить по поводу Украины, традиционно известной как заповедник коррупции? Ведь мы только по месторасположению европейцы, а по ментальности — азиаты…
На сегодняшний день в Харькове налажено бесперебойное водоснабжение, предприятие имеет положительный баланс и уже более трех лет цена на воду является неизменной, при том, что общий путь ее доставки в город составляет около 150 км. ПТП «Вода» также является ре-гулятором поставки воды в Лу-ганскую и Донецкую области, и не мешало бы узнать отношение последних к экспериментам подобного рода.
Возникает вопрос: неужели харьковские чиновники владеют каким-то «ноу-хау», которое позволит им обойти все острые углы концессионных проблем подобного рода в мировой и отечественной практике, или это очередная афера, расплачиваться за которую придется харьковчанам?
Газета в ближайшее время постарается получить пояснения по ситуации, задав вопросы представителям муниципальных властей, владеющим информацией.