В День города шесть харьковских автомобилей отправляются в автопробег по маршруту Харьков – Севастополь.

Пробег посвящен столетнему юбилею харьковского автоклуба и столетнему юбилею Южно-русского автомобильного клуба в Харькове и международного ралли 1911 года на Приз императора по маршруту Санкт-Петербург – Севастополь, который прошел через Харьков.


Ровно сто лет назад группа автомобилистов-энтузиастов создала первый в Харькове официально признанный властями Южно-русский автомобильный клуб.

– В то время подобными организациями могли похвастаться только киевские автолюбители, – рассказывает организатор нынешнего автопробега Дмитрий «Самоход» Григорьев. – В Харькове это произошло в связи с подготовкой к международному императорскому автопробегу Санкт-Петербург–Севастополь, маршрут которого проходил через Харьков. В наш город поступило предложение из Петербурга о том, чтобы создать комитет по встрече сотен автомобильных команд из Германии, Австрии, прибалтийских стран, которые по графику должны были на три дня остановиться в Харькове.

В Харькове в экстренном порядке был создан автоклуб. Поначалу в нем состояло 28 человек, но уже через полгода организация насчитывала более 140 членов. Среди них было немало известных в городе людей – врачи, адвокаты, банкиры, купцы и техническая интеллигенция.

11 cентября 1911 года участников международного автопробега приветствовали десятки тысяч харьковчан. Через три дня кортежу пришлось выезжать из города чуть свет, чтобы толпы народа не мешали передвигаться. Конечным пунктом следования была обозначена Графская пристань в Севастополе, где царь на финише лично вручил  победителям соревнования золотые кубки.

Удивительно, но еще год назад об историческом факте существования в Харькове Южно-русского автоклуба никто не знал. Совершенно случайно в руки Дмитрию Григорьеву попал обрывок копии старого документа с фрагментом клубного герба.


– Потрясающе, но тогда даже интернет оказался бессилен, – говорит Дмитрий. – И только благодаря нашим немецким и российским коллегам удалось узнать кое-что в этом вопросе. И это неудивительно, ведь многие архивные документы, которые хранились в Харькове, были уничтожены или вывезены на Запад. Друзья помогли по крупицам воссоздать автомобильные события, которые касались автомобильного Харькова и Украины того времени. Эти и другие факты из жизни наших автомобилистов в период с 1910 по 1917 год я описал в своей книге «Хроники большого автопробега». 

Перекрывается движение в центре Харькова


Автомобильный праздник начинается 23 августа  в 10 утра на площади Розы Люксембург выставкой ретротехники, показательными выступлениями автоспорстменов и разнообразными конкурсами. Тут вам и толкание «Волги», и викторина для автоэрудитов. По схожему сценарию праздник пройдет во всех городах на маршруте автопробега.

В час дня участники автопробега стартуют в сторону Днепропетровска. Как и в прошлом веке, добраться до Симферополя харьковчане планируют за три дня. Правда, маршрут немного изменится – многих дорог сейчас попросту не существует.

– К примеру, добраться из Харькова до Екатеринослава на автомобиле (ныне Днепропетровск) в то время можно было только одной дорогой – той, что шла на юг с Холодной горы, – объясняет Дмитрий Григорьев, – Сейчас в этом месте расположилась сетка железнодорожных путей и проехать на машине там уже  невозможно. И таких примеров масса.

По всему пути следования автомобилистов будет сопровождать автобус с волонтерами и инструкторами Красного Креста. 


– Красный Крест путешествует с нами не просто так, – объясняет  автомобилист. – Выяснилось, что во время первой мировой войны члены клуба несли постоянное добровольное дежурство и своими автомобилями под флагами Красного Креста перевозили раненых с вокзала ЮЖД в госпитали города. За три военных года  перевезли десятки тысяч больных и раненых бойцов.

По словам Дмитрия Григорьева, пробег не преследует никаких спортивных целей. Мероприятие проводится для того, чтобы в который раз попытаться объединить украинских автолюбителей и отдать дань уважения коллегам-водителям, которые жили в Харькове сто лет назад.

– Их до сих пор можно ставить в пример, – говорит активист Союза автоклубов. – Средняя скорость на перегоне Питер–Харьков тогда составила 55 километров в час. Это и сегодня достаточно быстро, учитывая то, что старые авто не были предназначены для длительных поездок. Наши длительные пробеги на современных машинах проходят со средней скоростью не выше 70 километров в час, а люди ехали почти с такой же скоростью сто лет назад.