События в Ливии потрясли жителей многих стран мира. Ведь еще недавно это государство слыло едва ли не образцом, поскольку все здесь было исключительно для народа и в интересах народа. Что же произошло?

Несмотря на последние успехи повстанцев, ситуация в Ливии остается крайне напряженной. Повстанческое правительство, за последние месяцы не раз заявляло о готовности к переговорам. Переговоры допускались на условиях ухода Каддафи и с диалога с некоторыми из членов его правительства. На фоне этого сторонники покидали бывшего ливийского лидера; несмотря на это, факт, что Муамар Каддафи продолжит ливийскую войну, не подлежал сомнению.

Однако баланс сил все это время менялся. За время конфликта сторону Каддафи покинули более восьмидесяти процентов его сторонников. Взятие оппозицией Триполи стало серьезным шагом, однако делать победные заявления пока рано: войска Каддафи сохранили контроль над некоторыми районами, а сам бывший ливийский лидер до сих пор не найден, хотя повстанческое правительство тратит много сил на то, чтобы арестовать или убить его.

Между тем, не так уж удивительно, что ситуация в Ливии остается неопределенной, и не только война тому причиной. И за многие годы до начала конфликта Каддафи был одним из самых необычных политических лидеров в мире. Это относилось и к его шокирующим репликам по самым различным вопросам, и к политике, проводимой в стране, и к экстравагантным поступкам.

Наверное, многие помнят высказывание Каддафи, где он объявил себя мессией, продолжателем дела Мухаммеда. Интересы ливийского лидера простирались и на западную культуру: в одном из своих заявлений Каддафи предположил, что Шекспир на самом деле носил имя Шейх Зубейр и был выходцем из арабских стран.

Но еще более шокирующими были не высказывания, а те действия, площадкой для которых стала Ливия – целое государство. В 1977 году страна была преобразована из республики в джамахирию, так называемое государство народных масс. Форма правления и впрямь была «народной»: власть была отобрана у политических партий, правительства и парламента и формально передана всем взрослым жителям страны. Более того, месторождения нефти были переданы в собственность беднейшим гражданам, и простые жители считались владельцами скважин. Другое дело, что на практике ситуация в стране была далека от нарисованного идеала, однако факт остается фактом: Муамар Каддафи создал государство, непохожее ни на одно другое в мире.

Однако события, произошедшие сейчас, подтвердили, что, несмотря на всю экстравагантность страны и ее уже бывшего лидера, проблем в ней было ничуть не меньше, чем в других государствах.