Начался учебный год и вместе с ним – головная боль для родителей: как сделать так, чтобы чадо училось и не переутомлялось? Наталья Печерская

Как приходит утомление


– Во время любой деятельности (решения задач, написания сочинений, заучивания стихов) проходят три основных этапа, – рассказывает заведующий кафедрой оздоровительно-лечебной физкультуры Харьковского педагогического университета им. Г. Сковороды Леонид Подригало. – Первый этап – вовлечение в работу, когда организм приспосабливается к особенностям деятельности. В этот период работоспособность постепенно увеличивается, ребенок работает плодотворно и выходит на высокий уровень работы. Следующий этап – высокой и устойчивой работоспособности. Но из-за утомления на смену приходит период уменьшения работоспособности. Сначала это снижение еще как-то компенсируется, но когда все возможности исчерпаны -- работоспособность снижается.

Специалист рассказывает, что во время первоначального умственного утомления появляются возбуждение и языковых реакций (посторонние разговоры, подсказки на уроке, возгласы), и двигательных (вскакивание с места, толкание соседа по парте, игра с посторонними предметами). Появление таких признаков сигнализирует: пора сделать перерыв – организм требует движений, именно они позволят вернуть работоспособность.

Если первое утомление проигнорировать


– Если не обращать внимания на эти проявления – наступает период выраженного утомления, которое характеризуется фазой торможения, – предупреждает Леонид Подригало. – Ее признаки прямо противоположны. Ребенок преимущественно молчит, отвечает замедленно или просто повторяет вопрос, даже не пытаясь на него ответить. Для двигательных реакций чаще всего характерны сонливость, потягивание, зевота, расслабленная рабочая осанка. Часто бывает так, что в этом периоде утомленные ученики просто лежат на партах, даже не пытаясь принимать участие в работе. Этот период наиболее опасен для детского организма: могут возникать нарушения сердечного ритма и координации движений (они являются отражением ухудшения регуляции физиологических функций). Именно в этом периоде чаще всего возникает чувство усталости. Кстати, усталость и утомление – совершенно разные состояния. Усталость – субъективное чувство, нежелание работать, играть, ощущение снижения работоспособности. А утомление – это объективное явление, выражающееся в снижении полноценности функции рабочего органа и всего организма. И то, и другое возникает вследствие работы, имеет сходные проявления, усталость является даже обязательным признаком выраженного утомления. Наиболее просто отличить эти состояния, учитывая особенности деятельности. Если она интересна и захватывает ребенка, то даже при выраженной усталости ребенок не чувствует утомления. Это характерно прежде всего для игр, когда привлекательный характер деятельности маскирует нарушения работоспособности. И, наоборот, если работа скучная, однообразная – чувство усталости возникает гораздо раньше, чем объективные признаки утомления. Вот почему гигиенисты настаивают, чтобы обучение детей, особенно младшего возраста, носило преимущественно игровой характер.

Что делать?

Сам организм отвечает на этот вопрос. Развитие утомления – это вполне естественная реакция организма, которая защищает его от последствий переработки. Тем не менее нужно позаботиться о том, чтобы это состояние не «зашкаливало», а для этого стоит выработать четкий режим дня. Надо учитывать изменения работоспособности, а при признаках утомления занять дитя физкультурой. Самое полезное – физкультминутки, направленные на работу мышц позвоночника, кистей (именно на них приходится самая большая нагрузка при учебе).

– Организуйте отдых ребенку, следите за тем, чтобы нагрузка не превосходила его возможности. Иначе может возникнуть переутомление -- состояние, которое уже потенциально опасно для детского здоровья, – считает медик.