С хамством по жизни
«Навстречу съезду!» Примерно так, еще каких-нибудь 15 лет назад, начиналась любая передовица, посвященная такому крупному мероприятию. И хотя традиционные летние взрывы складов в Новобогдановке несколько вытеснили с передних полос статьи, посвященные IV Всемирному форуму украинцев, надобно заметить, что в воскресенье на последнем заседании этого форума присутствовала некая интрига. Так и не приехал приглашенный Виктор Федорович Янукович. Александр Мороз, кстати, тоже не пришел. Премьер сказался больным, уехал в Москву(!) и не показывался там до самого закрытия съезда. Эта новость сенсацией не стала, а зря, зря…
И вот почему.
Съезд
Речь идет о съезде представителей нашей диаспоры, активистов эмигрантских организаций, собравшихся по приглашениям нашего МИДа и его главы Б. Тарасюка — на бывшую Родину посмотреть, себя ей показать, о своем нелегком житье-бытье на чужбине порассказать да в решении своих проблем ее (Родину) попросить пособить. Во всяком случае, примерно так было заявлено о целях форума в официальной программе.
А что же вышло на самом деле?
Открытие IV Всемирного форума состоялось 18 августа. В его работе приняли участие около 1900 человек, в том числе 450 делегатов, 450 гостей, 50 представителей «четвертой волны» эмиграции (украинцев, выехавших на заработки за границу в последние годы), 80 представителей зарубежных СМИ, 450 участников фестиваля «Украинское пение в мире».
Освещение форума телеканалами прошло, так сказать, выборочно. Например, криков, сопровождавших выступление президента — «Ганьба!», «Лжец!», «Нация вымирает!», «Цены растут!» и т.д. — на телеэкране не наблюдалось. Зато все услышали призыв Ющенко уважать выступление президента. Впрочем, это понятно, вырезать хамство по отношению к президенту сам редактор велел. А вот хамство по отношению к большей половине украинского народа пустить в эфир нужно обязательно. Тем более, что хамство с трибуны — это уже не хамство, это точка зрения. Помните анекдот на эту тему? Существует только две точки зрения. Моя и ошибочная.
Хамство первое. Религия.
Представителю Украинской Православной Церкви Московского Патриархата архиепископу Митрофану организаторы форума отказались предоставить слово. Более того, деятельность православной церкви Московского патриархата в Украине подверглась резкому осуждению, ведь по словам президента Всемирного конгресса украинцев А. Лозинского, «это организация (Православная церковь), проводящая в жизнь исключительно интересы Москвы, а не Бога».
Зато господину Денисенко (Филарету), преданному анафеме годах этак в девяностых на поместном соборе, слово предоставили, и в предоставленном ему слове он заявил о создании «единой поместной церкви» (это то, о чем договорились не упоминать в универсале национального единства, ради этого самого единства). Разумеется, не корысти ради, а «чтобы независимость Украины стала вечной».
Поскольку среди украинских прихожан есть сторонники как Московского, так и Киевского патриархата, а одной из основных целей форума была объявлена: «реализация идеи соборности Украины и ее народа», логично было бы заслушать обе стороны. Соборность как-никак и означает единство.
Хамство второе. Образование.
По словам Михаила Горыня, главы Всемирного украинского координационного совета, «Пора взяться за то, чтобы украинские граждане в Крыму утверждались в научных и других сферах деятельности». В Крыму пора открывать украиноязычные высшие учебные заведения. А то не выполняется статья 10 Конституции о государственном языке.
Н-да. Не выполняется. В Крыму вообще живут одни неучи. Наверное, и Европейскую Хартию региональных языков и языков национальных меньшинств не читали. Кажется, там осуждалось лишение права не менее 1/3 населения получать образование на своем родном языке. Ну ладно, не устраивает Хартия, вспомним Закон Украины «Про мови», который обеспечивает свободное использование русского языка как языка межнационального общения (ст. 4) и утверждает, что любые ограничения прав человека по «языковому признаку» недопустимы (ст. 8). Закон, вообще-то, никто не отменял. И, кстати, школ с украинским языком обучения в Крыму хватает, аккурат в прошлом году наоткрывали. Да вот незадача, теперь им (школам) не хватает
учеников.
Хамство третье. История.
По мнению господина А. Лозинского, «Великая Отечественная война никогда не была отечественной, поскольку украинцы были лишь пушечным мясом для Сталина». Это он о наших отцах и дедах. «Герои Украины служили только в Украинской повстанческой армии». А это он о тех, кто стрелял в спину нашим отцам и дедам. Участники форума приветствовали его слова громкими криками «Браво!» Лозинский также обратился с призывом к президенту Виктору Ющенко и премьер-министру Виктору Януковичу со словами: «Пане президенте, пане премьере, коли перебуватимете в Москві, пам’ятайте, що Москва забрала у наших дітей церкву, мову, історію та хліб». Прямо сюжет из киевского майдана образца 1991 года! Помнится, там стоял мужичок с плакатом «Хто з’їв моє м’ясо?» Прошло 15 лет, на днях справляем юбилей. Москва далеко, а ни мяса, ни хлеба не прибавилось. Может, их съел кто-то другой?
Нет, сама по себе идея форума соотечественников неплоха: ведь у эмигрантов на чужбине действительно очень много специфических проблем. Это и отсутствие или малое количество украинских школ, и нехватка учебников, и консульский учет для нелегалов, и, наконец, просто стресс от попадания в чуждую культурную среду. И хотя эмигранты в силу различных обстоятельств и отринули родную страну, ее материнский долг — не забывать о своих сыновьях и дочерях, живущих вдали от дома, и по возможности помогать им. Собственно, эти темы официально и должны были бы заботить делегатов. А оказалось, что мы — налогоплательщики, живущие и работающие в своей стране, воспитывающее ЗДЕСЬ своих детей, — оплатили проезд и проживание в Украине большого числа субъектов, которые эдак небрежно, свысока, по-хамски оскорбляли память наших дедов и отцов, сражавшихся и победивших фашизм, оскорбляли религиозные чувства православных, указывая, в какую церковь им ходить, наконец, просто хамили в лицо всем нам, поучая, на каком языке разговаривать и какому учить наших детей. Не все делегаты были такими, но, судя по овациям, сопровождавшим подобные высказывания, заправляли на этом собрании явно эти.
В связи с подобным поведением наших бывших соотечественников хотелось бы напомнить, что одним из самых страшных наказаний (наравне со смертной казнью) для гражданина древнегреческого полиса было изгнание. Ведь изгнанник (тогдашний эмигрант) «умирал» для своего родного города в полном смысле этого слова. Но мы не в Древней Греции и наша диаспора живее всех живых, а уж говорлива!.. Повторим, изгнанник в Древней Греции лишался всех гражданских прав, более того, по решению ареопага с ним запрещались всяческие сношения, переписка, даже имя его упоминать запрещалось. Разумеется, о менторских визитах в свой бывший полис и речи не было. Но мы не в древней Греции, и мы не против визитов любых эмигрантов, будь они хоть трижды потомками бывших солдат дивизии СС «Галичина»: в конце концов, они не в ответе за поступки своих предков. Но вот терпеть высокомерные поучения, вполне подходящие под состав статьи 161 Уголовного кодекса «Порушення рівноправності громадян залежно від їх расової, національної належності або ставлення до релігії», да еще и за наш с вами счет, мы не обязаны. А если это личная позиция данных господ, то пусть они вернутся на свою Родину, как это сделал, например, Р. Зварыч, изберутся в Верховную Раду, и тогда мы их высказывания стерпим, как терпим подобные тирады из уст А. Шкиля и О. Тягнибока, благо их защищает (защищала) депутатская неприкосновенность. А пока единственным ответом на подобные слова иностранца, пусть даже и бывшего соотечественника, должно быть объявление его persona non grata! Не так ли, господин Тарасюк? Жириновского вежливости поучили, так, может, и этих?..
Справка

«Стаття 161. Порушення рівноправності громадян залежно від їх расової, національної належності або ставлення до релігії
1. Умисні дії, спрямовані на розпалювання національної, расової чи релігійної ворожнечі та ненависті, на приниження національної честі та гідності, або образа почуттів громадян у зв"язку з їхніми релігійними переконаннями, а також пряме чи непряме обмеження прав або встановлення прямих чи непрямих привілеїв громадян за ознаками раси, кольору шкіри, політичних, релігійних та інших переконань, статі, етнічного та соціального походження, майнового стану, місця проживання, за мовними або іншими ознаками, — караються штрафом до п"ятдесяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або виправними роботами на строк до двох років, або обмеженням волі на строк до п"яти років, з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років або без такого.
3. Дії, передбачені частинами першою або другою цієї статті, які були вчинені організованою групою осіб або спричинили загибель людей чи інші тяжкі наслідки, — караються позбавленням волі на строк від двох до п"яти років».