Законом Украины «Про государственную налоговую службу в Украине» определено, что основной задачей работников Государственной налоговой службы есть осуществление контроля за своевременным и полным поступлением в бюджеты и государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей).

Обеспечение в полном объеме налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на добровольной основе прежде всего зависит от уровня налоговой культуры населения и массово-разъяснительной работы с плательщиками налогов.
Среди первоочередных задач, которые стоят сегодня перед органами государственной налоговой службы — рассмотрение обращений граждан. Работа с обращениями граждан — важная составляющая деятельности органов ГНС. Именно таким способом обеспечивается обратная связь органов ГНС с общественностью.
Организация работы с обращениями граждан в ОГНС. Пути усовершенствования работы с обращениями граждан
В соответствии со статьей 40 Конституции Украины все граждане имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным лицам этих организаций, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.
Главным нормативным актом, который определяет порядок рассмотрения обращений, является Закон Украины от 2 октября 1996 года № 393/96-ВР «Об обращениях граждан». Этот закон регулирует вопрос практической реализации гражданами Украины предоставленного им Конституцией Украины права вносить в органы государственной власти предложения об улучшении их деятельности, разоблачать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц.
Важными нормативными документами, которые регулируют деятельность ОГНС относительно рассмотрения обращений, есть также Указы президента Украины от 19.03.97 г. № 241 «О мероприятиях по обеспечению конституционных прав граждан на обращение», от 13.08.2002 г. № 7000 «О налоговых мероприятиях по обеспечению реализации гражданами конституционного права на обращение» и от 14.04.2004 г. № 434 «О неотложных мероприятиях по усовершенствованию организации приема граждан органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами этих органов».
Обращения — это изложенные в письменной или устной форме предложения (замечание), заявления и жалобы.
Жалоба — это обращение с требованием о восстановлении права, защите законных интересов граждан, затронутых действиями (бездеятельностью), решениями определенных органов власти и местного самоуправления их должностных лиц.
Началом срока рассмотрения обращения считается день поступления и регистрации в государственную налоговую инспекцию, а окончанием — день направления ответа заявителю на его обращение.
Еще различают депутатский запрос (15 дней), депутатское обращение (10 дней) и информационный запрос (10 дней), рассмотрение которых имеет свои сроки.
Не относятся к обращениям граждан:
Письмо-сообщение, письмо-напоминание, приветственные письма и приглашения.
Документы, которые подаются по требованию налогового органа.
Заявления, представление которых обусловлено соответствующими нормативно-правовыми актами.
Устные обращения граждан непосредственно рассматриваются, и затронутые в них вопросы, по возможности, решаются должностными лицами государственной налоговой инспекции во время личного приема граждан, который проводится в соответствии с графиком, утвержденным руководителем государственной налоговой инспекции. Письменные обращения, оформленные надлежащим образом и представленные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению. Обращение может быть представлено как отдельным лицом, так и группой лиц (коллективное), может быть прислано по почте. Гражданин может подать обращение также через уполномоченное лицо, если эти полномочия оформлены соответственно действующему законодательству. Коллективные обращения рассматриваются в том же порядке, как и письменные обращения. Обращения Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются руководителем лично. Особое внимание отводится решению проблем, затронутых в обращениях ветеранов войны и труда, инвалидов и других нетрудоспособных лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, многодетных семей, одиноких матерей и других граждан, которые требуют социальной защиты и поддержки.
Отдел связей с общественностью, СМИ и массово–разъяснительной работы, на который возложены обязанности по организации работы с обращениями граждан, проанализировал состояние работы ГНИ по рассмотрению обращений граждан за январь-июль 2006 года.
За этот период на рассмотрение в ГНИ Фрунзенского района поступило 37 письменных обращений. Из общего количества полученных письменных заявлений восемь касались контрольно-проверочной работы, десять — кадровых вопросов, шесть — подоходного налога с граждан, два — патентования и лицензирования, три — НДС, два — налогообложения прибыли предприятий, три — финансово-хозяйственной деятельности, три — обращения, которые не входят в компетенцию ОГНС, два — по другим вопросам. На все обращения граждан были предоставлены полные и исчерпывающие ответы без нарушения сроков.
Жалоб от граждан за данный период не поступало, что свидетельствует о качественном и тщательном подходе к рассмотрению обращений.
Руководством ГНИ во Фрунзенском районе за январь-июль 2006 года было осуществлено четыре личных приема граждан, три приема осуществлены начальником ГНИ, один выездной прием — заместителем начальника ГНИ.
В ГНИ значительное внимание отводится созданию надлежащих условий для приема граждан. С целью обеспечения обратной связи с гражданами и изучения общественного мнения по организации личного приема раз в полугодие проводится анкетирование граждан, его результаты учитываются в дальнейшей работе.
Для использования в работе, а также для повышения уровня осведомленности относительно правового обеспечения граждан на информационных стендах ГНИ размещена разнообразная информация: выдержка из Закона Украины от 02 октября 1996 года № 393/96-ВР «Об обращениях граждан» (с изменениями и дополнениями), выдержка из Закона Украины от 05.06.91 г. № 1251-XII «О системе налогообложения», «Положение о порядке представления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы».
Также на стендах размещены график приема граждан руководством ГНИ во Фрунзенском районе, телефоны доверия Управления по борьбе с коррупцией и безопасности в органах государственной налоговой службы, постоянно обновляется информация относительно изменений в налоговом законодательстве, сроков представления отчетности, правил заполнения документов и т.д.
Для более плодотворного сотрудничества с налогоплательщиками района в ГНИ во Фрунзенском районе постоянно функционирует консультационный пункт, где высококвалифицированные налоговые инспекторы отвечают на вопросы налогоплательщиков. Особое внимание в массово-разъяснительной работе отводится отдельным категориям плательщиков, таким как инвалиды, пенсионеры.