Шквал жалоб на бытовую технику поступает в Главное харьковское областное управление по делам защиты прав потребителей. Однако предъявляемые покупателями требования далеко не всегда правомерны.

Например, потребитель купил в магазине холодильник. Поскольку сразу же после доставки опробовать приобретение производитель не рекомендует, хозяин дает ему несколько часов «отстояться», а включив в сеть, с ужасом отмечает, что агрегат не работает.

– Что делает покупатель? Как правило, бежит в магазин с требованием обменять негодный товар на другой или же вернуть деньги, – говорит главный специалист отдела контроля безопасности непродовольственного рынка Главного Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Сергей Пиунов. – Однако, согласно статье 9 Закона Украины «О защите прав потребителей», потребитель имеет право в течение 14 дней обменять непродовольственный товар только надлежащего качества, то есть тот, в котором не заявлены дефекты. Если же покупатель жалуется на то, что холодильник не работает, тут уже действует положение статьи 8: приобретение товара ненадлежащего качества. А эту проблему можно решить только посредством ремонта. Как правило, попав в подобную ситуацию, человек не скрывает своего возмущения. И понять его можно – ведь он покупал товар, чтобы им пользоваться, а не ремонтировать. Но тем не менее закон есть закон.

При приобретении товара на него устанавливается гарантийный срок, в течение которого дефекты в случае их возникновения устраняются бесплатно. Ремонт производит уполномоченное производителем предприятие – сервисный центр, который обозначен в гарантийном талоне. Законом дается 14 дней на устранение дефекта, и в случае просрочки потребитель имеет право требовать неустойку в размере 1% от стоимости изделия за каждый день просрочки.

– Если технику починить не удается, сервисный центр выдает акт, где указывается, что поломка является существенной или ее не удается устранить по каким-либо причинам и что в этом дефекте нет вины потребителя, – продолжает Сергей Викторович. – И с этим документом уже можно отправляться в магазин – согласно закону в этом случае потребитель имеет право требовать обмена холодильника на аналогичный либо возврата денег.

При этом специалист рекомендует потребителям все свои действия – и в случае гарантийного ремонта, и в случае возврата денег – оформлять в виде письменных заявлений с указанием даты обращения.

– Имейте в виду: крупногабаритные товары и товары весом свыше пяти килограммов в случае гарантийного ремонта доставляются в мастерскую и обратно за счет продавца или сервисного центра, – подсказывает Сергей Пиунов. – На практике это происходит следующим образом: вы делаете заявку в сервисный центр и оговариваете дату и время, когда можно забрать неисправный прибор. Но зачастую поломка устраняется на месте – если достаточно поменять вышедшую из строя деталь.