Террористический акт 11 сентября 2001 года (иногда именуемый просто 9/11) – серия четырёх координированных самоубийственных террористических атак, произошедших в Соединённых Штатах Америки. По официальной версии, ответственность за эти атаки лежит на террористической организации «Аль-Каида».

Утром того дня девятнадцать террористов, предположительно, имеющих отношение к «Аль-Каиде», разделившись на четыре группы, захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера. Каждая группа имела как минимум одного члена, прошедшего начальную лётную подготовку.

Захватчики направили два из этих лайнеров в башни Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. Рейс 11 American Airlines врезался в башню ВТЦ-1 (северную), а рейс 175 United Airlines – в башню ВТЦ-2 (южную). В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьёзные разрушения прилегающих строений. Третий самолёт (рейс 77 American Airlines) был направлен в здание Пентагона, расположенного недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвёртого авиалайнера (рейс 93 United Airlines) попытались перехватить управление самолётом у террористов, самолёт упал в поле около города Шенксвилл в штате Пенсильвания.

Помимо 19 террористов, в результате атак погибли 2974 человека (см. раздел «Жертвы»), ещё 24 пропали без вести. Большинство погибших были гражданскими лицами.

Официальная версия случившегося подверглась критике со стороны ряда журналистов, учёных и свидетелей трагедии. Проводились независимые расследования, по некоторым из которых были сняты документальные фильмы.

Последовательность событий 11 сентября 2001 года

События развивались приблизительно следующим образом. Четыре коммерческих авиалайнера, следующих в Калифорнию из аэропортов Логан, Даллас и Ньюарк, были захвачены террористами во время выполнения полёта, приблизительно одновременно, через некоторое время после вылета. Поскольку длина маршрутов лайнеров составляла около 4200 км, они имели на борту примерно по 30-35 тыс. литров авиационного керосина каждый.

Рейс 11 American Airlines 11 сентября 2001, самолёт Боинг 767-200, бортовой номер N334AA, врезался в северную сторону северной башни (ВТЦ-1), по разным данным, в 8:46:26 – 8:46:40, приблизительно на уровне 94-98 этажа.

Рейс 175 United Airlines, самолёт Боинг 767–200, бортовой номер N612UA, врезался в южную сторону южной башни (ВТЦ-2) в 9:02:59, приблизительно на уровне 78-85 этажа. Это событие было заснято телевизионными съёмочными группами, снимавшими последствия первого удара.

Рейс 77 American Airlines, самолёт Боинг 757-200, врезался в здание Пентагона в 9:37:46.

Рейс 93 United Airlines, самолёт Боинг 757–200, бортовой номер N591UA, упал на поле в юго-западной части Пенсильвании, около города Шенксвилл в 10:03:11. Место падения находится приблизительно в 240 км к северу от Вашингтона. Предположительно, падение произошло в результате борьбы, которая стала следствием попытки пассажиров и членов экипажа вернуть контроль над самолётом.

В результате попадания самолётов в день атаки разрушилось три здания ВТЦ. Южная башня (ВТЦ-2) обрушилась приблизительно в 9:56 после пожара, длившегося 56 минут. Северная башня (ВТЦ-1) обрушилась в 10:28 после пожара, который продолжался 102 минуты. Третье здание, башня WTC 7 разрушилась в 18:16 в результате пожара и повреждений, полученных при обрушении основных башен ВТЦ.

После захвата самолётов некоторые пассажиры смогли воспользоваться спутниковым телефоном самолёта, а также своими мобильными телефонами, и сообщить о захвате. По их сообщениям, террористы использовали холодное оружие (возможно, офисные ножи и складные бытовые ножи), в результате чего погибли несколько бортпроводников, как минимум, один пассажир, и, как минимум один пилот, КВС рейса 11 Джон Огоновски. Кроме того, террористы использовали газовые баллоны (слезоточивый газ или перцовую вытяжку) на рейсах 11 и 175. В трёх случаях террористы угрожали взрывом самолёта, но расследование показало, что, вероятнее всего, террористы не имели при себе взрывных устройств.

Согласно расшифровке речевого самописца рейса 93, команда и пассажиры самолёта совершили попытку вернуть контроль над самолётом, после того, как узнали по мобильным телефонам, что другие захваченные самолёты врезались в башни ВТЦ. Вероятно, что проигрывающие борьбу террористы направили самолёт в землю, в результате чего произошло падение. Целью террористов, захвативших этот рейс, вероятно было здание Капитолия, которое они между собой называли кодовым словом «факультет права».

Происходящие события вызвали широкомасштабный информационный хаос на всей территории США. Все коммерческие авиарейсы были отменены, посадка самолётов на территории США была запрещена (кроме внутренних рейсов, уже находившихся в воздухе). Самолёты, прибывавшие в США из других стран, были направлены обратно в аэропорты вылета, или направлялись в аэропорты Канады и Мексики. Над крупными городами США было организовано патрулирование истребителями ВВС и Национальной Гвардии. Поступали сообщения о других террористических атаках, которые впоследствии оказались ошибочными. Например, сообщалось о взрыве бомбы в автомобиле около здания Госдепартамента США, о пожаре в Вашингтонском торговом центре, о взрыве Труман Билдинг в Вашингтоне. Кроме того, сообщалось о захвате ещё одного самолёта, рейс 1989 Delta Air Lines (Boeing 767), это сообщение также оказалось ложным.

Была приведена в состояние повышенной готовности Система экстренного оповещения (EAS), но она так и не была использована. Первый раз за всю историю были приземлены все гражданские летательные аппараты на территории США и Канады, кроме тех, которые принадлежали полиции или выполняли медицинские полёты; это сказалось на десятках тысяч пассажиров по всему миру. Все международные рейсы, прибывавшие в США, были отменены или перенаправлены в другие страны, такие, как Канада.

Были выполнены планы по поддержанию деятельности правительства в чрезвычайных ситуациях, а также планы эвакуации национальных лидеров. Однако конгресс только в феврале 2002 года признал, что деятельность правительства не прерывалась.

Жертвами терактов стали 2977 человек (не включая 19 террористов): 246 пассажиров и членов экипажей самолётов, 2606 человек – в Нью-Йорке, в зданиях ВТЦ и на земле, 125 – в здании Пентагона. Погибли граждане США и ещё 91 государства, в том числе 96 граждан и выходцев из стран бывшего СССР. 24 человека остаются в списках пропавших без вести.

Погибло 1366 человек, находившихся на верхних этажах северной башни ВТЦ, многие из которых погибли в момент столкновения самолёта с башней, а остальные – из-за пожара и обрушения здания. В южной башне на верхних этажах погибли, как минимум, 600 человек. Всего около 18 человек смогло покинуть зону попадания в южной башне и спастись. Как минимум 200 человек из числа попавших в ловушку на верхних этажах башен спрыгнули вниз, предпочитая такую смерть смерти от огня. Их падение наблюдали многочисленные свидетели. Некоторые пытались выбраться на крыши башен, в надежде на эвакуацию вертолётами, но эвакуация не состоялась, поскольку двери на крышу были закрыты, а дым и жар пожаров сделали невозможным использование вертолётов.

Погиб 341 пожарный и 2 парамедика Нью-Йоркского пожарного департамента, 60 полицейских и 8 сотрудников «скорой помощи».

В Нью-Йорке было опознано более 1600 тел, но остальных (около 1100 человек) опознать не удалось. Сообщалось, что на месте трагедии найдено «около 10 000 фрагментов костей и тканей, что несопоставимо с количеством погибших». Фрагменты костей были найдены даже в 2006 году, когда подготавливали к сносу здание Deutsche Bank. Средний возраст погибших в Нью-Йорке был около 40 лет.

Согласно выводам Комиссии 9/11, приблизительно 16 000 человек находились в башнях ВТЦ ниже зоны попадания самолётов. Большая часть из них выжила, будучи эвакуированной перед разрушением зданий.

Ответственность

Как только террористические атаки 11 сентября стали освещаться в СМИ, возникло множество спекуляций на тему того, что за атаками стоит Усама Бин Ладен. Спустя всего несколько часов после атак ФБР назвало имена подозреваемых террористов (а также множество других деталей, включая даты и места рождения и проживания, номера банковских счетов, и т.д). Багаж Мохаммеда Атты, который задержался в аэропорту и не был погружен на борт рейса 11 American Airlines, содержал документы, раскрывающие личности всех 19 террористов, а также важные детали относительно произошедшего. В день терактов Агентство национальной безопасности и немецкое разведывательное агентство перехватили несколько сообщений, указывающих на Усаму Бин Ладена.

В 2002 году американское правительство и Конгресс создали «Национальную комиссию о террористических атаках на Соединённые Штаты, совершенных 11 сентября 2001 года», известную также как «Комиссия 9/11». 22 июля 2004 года комиссия выпустила свой отчёт, в котором сделано заключение, что террористические атаки были задуманы и проведены членами «Аль-Каида». В отчёте указывается, что «организаторы 9/11 потратили от $400 000 до $600 000 на планирование и проведение этой операции, но происхождение этих средств остаётся неизвестным». На данный момент только второстепенные фигуры были допрошены или осуждены в отношении этого дела, против Усамы Бин Ладена не выдвинуто формальных обвинений.

Бин Ладен сначала опроверг своё участие в произошедших событиях, но впоследствии подтвердил его. 16 сентября 2001 года Бин Ладен заявил о своей непричастности к атакам в трансляции катарского телевизионного канала «Аль-Джазира», в частности, он сказал: «Я подчёркиваю, что я не проводил этот акт, который, как представляется, осуществлялся отдельными личностями с их собственной мотивацией». Эта речь транслировалась на всей территории США, а также по всему миру.

28 сентября 2001 Бин Ладен снова заявил о своей непричастности в интервью пакистанской газете «Уммат».

Незадолго до президентских выборов 2004 года в США, в очередном видеообращении Усама Бин Ладен публично подтвердил участие «Аль-Каида» в организации террористических атак 2001 года, а также заявил, что имел к этому прямое отношение. Он сказал также, что атаки были совершены, «потому что мы свободный народ, который не принимает несправедливости, и мы хотим вернуть свободу нашей нации». На этой плёнке, поступившей в распоряжение «Аль-Джазира» 30 октября 2004 года, Бин Ладен говорит, что он осуществлял непосредственное управление 19-ю угонщиками самолётов.

Теории заговора

Официальная версия событий 11 сентября вызвала неоднозначную реакцию общественности и была подвергнута многочисленной критике, касающейся версии полного обрушения высотных железобетонных зданий Всемирного торгового центра от пожара. Ставится под сомнение то, что характер обрушения башен ВТЦ соответствует тому, который могли вызвать попадания самолётов и пожары, утверждается, что разрушение башен больше похоже на контролируемый снос. Указывалось также на то, что официальная версия игнорирует многочисленные сообщения свидетелей о взрывах в башнях ВТЦ. Высказывалось предположение, что правительственные чиновники США были осведомлены о предстоящих атаках, и не предприняли мер для их предотвращения. Также делались предположения, что атаки были спланированы и осуществлены не «Аль-Каида», а американскими спецслужбами. Вызывают сомнения и многие другие обстоятельства (действия противовоздушной обороны, личности террористов, связи «Аль-Каиды» с ЦРУ и т. д.) Существует мнение о необходимости нового независимого расследование этих терактов.

Расследование разрушения башен ВТЦ

Федеральное расследование разрушения башен ВТЦ было произведено американским Национальным институтом стандартов и технологии (англ. NIST). Целью данного расследования, завершившегося 6 апреля 2006 года, являлось исследование конструкции здания, использованных материалов, а также других технических деталей, относящихся к разрушению ВТЦ. Расследование должно было послужить следующим целям:

В отчёте этого расследования заключается, что огнеупорная защита основных стальных несущих конструкций башен ВТЦ была разрушена в результате первоначального воздействия попадания самолётов в здания, и что если бы этого не произошло, то башни, возможно, выстояли бы. Пожары ослабили конструкции, поддерживающие полы этажей, в результате чего полы прогнулись и осели. Прогибающиеся полы оказывали большую нагрузку на внешние колонны, которые прогнулись внутрь. Так как основные несущие колонны были повреждены пожаром, искорёженные внешние колонны не могли более удерживать здание, что привело к его разрушению. Кроме того, в отчёте утверждалось, что лестничные колодцы башен не были достаточно укреплены для того, чтобы обеспечить эвакуацию людей из зоны удара.
Несмотря на то что были найдены возможности для усовершенствования, Джин Корли, руководитель расследования, прокомментировал, что в целом башни были спроектированы и построены очень хорошо.

Экономические последствия

Эти атаки оказали значительное экономическое воздействие на американский и мировой рынки. Федеральный резерв временно сократил контакты с банками из-за нарушений коммуникационного оборудования в финансовом районе Нижнего Манхэттена. Обратная связь и контроль над денежной массой, включая мгновенную ликвидность банков, была восстановлена в течение нескольких часов. Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE), Американская фондовая биржа и NASDAQ не открылись 11 сентября и оставались закрытыми до 17 сентября. Объекты NYSE и её центры обработки данных не пострадали, но члены биржи, клиенты и другие биржи потеряли с ней связь из-за разрушений телефонного узла около ВТЦ. Когда 17 сентября биржи открылись, после самого долгого периода бездействия со времён Великой депрессии в 1929 году, Индекс Доу-Джонса («DJIA») потерял 684 пункта, или 7,1 %, до 8920, это было самым большим его падением в течение одного дня. К концу недели DJIA упал на 1369,7 пунктов (14,3 %), это было самым большим недельным падением в истории. Американские акции потеряли 1,2 триллиона долл. в течение недели. По состоянию на 2007 год, улицы Уолл-стрит и Броад Стрит частично перекрыты и охраняются в районе здания NYSE, для предотвращения физических атак на здание.

Экономика Нижнего Манхеттена, третьего по величине делового округа Америки (после Центрального Манхеттена и центра Чикаго) была практически разрушена сразу после нападения. 30 % (2,7 млн м²) офисных помещений Нижнего Манхеттена было повреждено или уничтожено. 41-этажное здание Deutsche Bank, расположенное по соседству с ВТЦ, было впоследствии закрыто и предназначено для сноса, поскольку было признано непригодным для работы или проживания людей. Электроэнергия, телефонная связь, газовое снабжение были отключены в большинстве зданий Нижнего Манхеттена. Для того, чтобы попасть на территорию Нижнего Манхеттена и Сохо, нужно было пройти досмотр. Многие из уничтоженных офисных помещений были помещениями высшего класса (класс А). Начавшийся ещё до 2001 года процесс перевода рабочих мест из Нижнего Манхеттена в Мидтаун и Нью-Джерси существенно ускорился. Сокращение рабочих мест стало серьёзным ударом для налоговой базы округа. Исследования экономического эффекта терактов 11 сентября показало, что ущерб для рынка офисов Манхеттена оказался ниже, чем ожидалось, в основном из-за высокой востребованности персонала в сфере финансовых услуг.

На месте нахождения полностью разрушенных зданий восстановлено одно, в 2006 году закончена постройка нового небоскрёба 7 ВТЦ. В настоящее время на месте башен ВТЦ строится 541-метровая «Башня Свободы», которая, после завершения её строительства в 2013 году, станет самым высоким зданием США, и одним из самых высоких в мире. Ожидается постройка ещё трёх башен до 2012 года.

Североамериканское воздушное пространство было закрыто на несколько дней после атак, и после того, как оно было открыто, произошло серьёзное падение коммерческого воздушного трафика. Теракты привели к примерно 20 % сокращению пассажиропотока, что вызвало серьёзные проблемы в американской отрасли авиаперевозок.