15 сентября одному из крупнейших в Украине локомотивному депо Основа исполняется 100 лет.

В 1911 году на южной окраине Харькова были построены железнодорожные ремонтные мастерские, которые в 1912 году начали выполнять ремонт паровозов серий (О(в, О(д и Щ(а), обслуживавших участки Основа — Готня и Основа — Лиман.


Подвижной состав депо обеспечивает эксплуатационную работу во всех видах движения (пассажирском, пригородном, грузовом, маневровом и хозяйственном) на участках от Основы до Ворожбы, Полтавы, Кременчуга, Смородино, от Харькова до Готни и Краснограда, а также на станциях Шебелинка, Чугуев, Золочев, Змиев, Изюм и по всему харьковскому узлу. В приписном парке депо Основа сегодня насчитывается 84 единицы подвижного состава, в том числе — 55 грузовых тепловозов серии 2ТЭ116 и 24 пассажирских тепловоза серии ТЭП70. С окончанием в 2007 году электрификации участка Харьков — Полтава основяне освоили текущее содержание и эксплуатацию 18 электровозов двойного питания {ВЛ82(м) приписки локомотивного депо Купянск, которые обеспечивают безостановочный пропуск поездов через станцию стыкования контактной сети постоянного и переменного токов Огульцы имени Александра Пучко.

— Наше депо всегда старалось быть на переднем крае научно-технического развития, -- говорит руководитель депо Основа Владимир Бойчук. — В 70-е годы прошлого века у нас был создан единственный в Украине пост диагностики подвижного состава. Многие разработки наших сотрудников неоднократно были отмечены грамотами: ВДНХ СССР, выставки железнодорожного транспорта в подмосковной Щербинке и международной выставки в польской Познани. И сегодня наше депо выполняет различные виды ремонта локомотивов для других депо Южной дороги. Нам было доверено испытание первого тепловоза марки ТЭП150 производства Луганского тепловозостроительного завода и первых на ЮЖД рельсовых автобусов польского производства. Конечно, наш коллектив очень гордится тем, что из его стен вышло много замечательных людей, которые своим трудом прославили не только предприятие, дорогу, но и страну в целом. Особая гордость — за начальника Южной железной дороги Виктора Николаевича Остапчука, который начинал свой трудовой путь в нашем депо и сегодня не оставляет его без внимания.


Важной составляющей работы руководства депо является забота о своих работниках. Все машинисты перед поездкой проходят не только медицинское обследование, но и психологическое тестирование. В депо есть комната психоэмоциональной разгрузки с аквариумом, видеоаппаратурой и другими приборами, которые способствуют снятию психической нагрузки машиниста и его помощника и восстановлению нормального эмоционального состояния. А для освоения правильных режимов вождения поездов в условиях реального графика в депо имеется компьютерный тренажер, отражающий условия реального участка Харьков—Полтава и моделирующий любые ситуации, в которых может оказаться локомотивная бригада во время движения поезда.

Первым руководителем предприятия был Карл Крюгер, возглавлявший мастерские, переименованные в 1917 году в паровозное депо Основа, в самый трудный период истории страны — с 1911 по 1928 год.

— Их было два брата, — рассказывает заведующая общественным музеем локомотивного депо Основа Елена Статкевич.— Карл Людвигович работал в нашем депо, а его брат — в управлении дороги. Они были из семьи обрусевших немцев, но от немцев осталась только фамилия, потому что их прадед приехал в Россию еще при Петре Первом. Как говорили старики, он был добрым хозяином, человеком, любящим свое дело. В гражданскую войну его арестовывали, и наши работники его прятали, потому что очень уважали.

Основяне боролись с немецкими оккупантами и деникинцами


В период гражданской войны в основянском депо был создан «Особый корпус Ильича», в состав которого входили два бронепоезда, полк пехоты и путевосстановительный отряд. В 1918 году они вместе с Красной Армией участвовали в освобождении железнодорожного узла от немецких оккупантов и деникинцев. В 1920 году рабочие депо принимали участие в восстановлении разрушенного железнодорожного хозяйства. С 1930 года началась техническая реконструкция железнодорожного транспорта, и в депо стали поступать современные тогда паровозы серии Э(р и Ф(Д, а пассажирское движение обслуживали паровозы серии С(У и в дальнейшем И(C. Активную поддержку в основянском депо в довоенный период получило «кривоносовское движение» по скоростному вождению тяжеловесных поездов, за что первым на ЮЖД был отмечен орденом Ленина машинист Степан Маховский.

В годы Великой Отечественной войны, когда враг приближался к Харькову, наиболее ценное оборудование и часть рабочих были эвакуированы в Актюбинск, что в Казахстане, где была сформирована десятая колонна НКПС. А Лидия Назаренко стала первой в депо женщиной — машинистом паровоза, которая в грозные военные годы водила поезда на фронт и участвовала в освобождении Ленинграда. Трое работников депо — Николай Шаповалов, Алеександр Толмачев и Алексей Шемигон — за свои фронтовые подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза, а боевой путь слесаря предприятия Михаила Шатрюка отмечен тремя орденами Славы. А уже в день освобождения Харькова — 23 августа 1943 года — работники депо приступили к восстановлению родного предприятия и ремонту паровозов.

Коллектив депо обеспечивает безопасность пассажиров и грузов


С окончанием войны и восстановлением народного хозяйства увеличивается интенсивность движения на Полтавском, Ворожбянском и Готнянском участках, и работники депо по сегодняшний день обеспечивают бесперебойную доставку грузов и пассажиров по этим направлениям. В начале 60-х годов прошлого столетия начался переход на новый для депо вид тяги — тепловозную. На предприятии в кратчайшие сроки была освоена эксплуатация и ремонт тепловозов серий ТЭ3, ТЭ10, 2ТЭ40, ТЭП10, 2ТЭ10, 2ТЭ10Л, а в дальнейшем — 3ТЭ10В, 3ТЭ10М, 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭП150.


Сегодня в коллективе депо трудятся почти 1300 человек. И главной задачей железнодорожников всегда была и остается безопасная и своевременная доставка к месту назначения грузов и пассажиров.