В преддверие Евро-2012 обострилась проблема нелегальных такси. Засильем «леваков» озаботились не только защитники прав потребителей, но и сами таксисты.

Бороться с нелегалами можно только законными методами


Кто будет возить еврогостей и насколько это безопасно для иностранцев – неизвестно, бьют тревогу в Харьковском областном управлении по делам защиты прав потребителей.

– В последнее время участились жалобы потребителей на таксистов. Клиенты жалуются и на то, что водитель за рулем говорил по телефону, и что неправильно рассчитал,  и что нахамил, и что приехал не вовремя, в результате чего пассажир опоздал на поезд, – перечисляет заместитель начальника управления Татьяна Холод. – При этом предъявить претензии некому, поскольку люди не удосуживаются даже записать номер машины, надеясь найти обидчика по телефону службы такси, в которой был сделан вызов. Однако в большинстве случаев эти службы перевозками не занимаются, а оказывают лишь информационные услуги – то есть передают заказ пассажира водителю, а посему ответственности перед потребителем за качество предоставляемых услуг по перевозке не несут. Разыскать же водителя-обидчика, равно как и выяснить, легально он работает или нет, практически невозможно, поскольку службы такси не ведут журналы регистрации заявок на перевозки, мотивируя это тем, что форма такого журнала не утверждена Министерством транспорта и связи Украины.

– Служба, которая ценит своего клиента и свою репутацию, и компенсацию выплатит, и с нерадивым водителем скорее всего расстанется, – замечает в свою очередь председатель Харьковского областного отделения  профсоюза таксистов Украины Сергей Старцев. –  Однако ситуация усугубляется еще и тем, что в  Харькове действительно работает много нелегальных таксистов.

И распознать «левака»  практически невозможно: основной опознавательный знак «шашечки» вовсе не является гарантией легального извоза, поскольку установить его могут все кому не лень, а лицензию таксисту иметь вовсе не обязательно.

– Дело в том,  что в действующем на сегодняшний день законе об автотранспорте допущена техническая ошибка: если водитель не выезжает за пределы города – лицензия ему не нужна, – разводит руками Сергей Старцев. – Обнаружили эту нелепость более двух лет назад, но до сих пор никаких поправок в закон так и не было внесено.

Отдельные водители, по словам председателя профсоюза таксистов,  лицензируют свою деятельность, но вместо защиты от государства получают лишь дополнительную «головную боль».

– Что такое лицензированный водитель сегодня? Это человек, который  ежемесячно платит около 500 гривен налогов вместе с социальным взносом и регулярно подвергается проверкам со стороны автотранспортной инспекции, – говорит Сергей Старцев. – В то время как частник преспокойно себе ездит, не тратясь ни на лицензию, ни на регулярные отчисления в казну государства, и не рискует быть оштрафованным в ходе проверки – потому как юридических Aaний наказать нелегального таксиста в законодательстве реально  не предусмотрено.

Профсоюз пытается защитить интересы таксистов


По словам Сергея Старцева, еще в 2008 году профильный профсоюз предпринял попытку защитить интересы легальных таксистов,  внеся соответствующую поправку в автотранспортное законодательство. Однако проблемы она не решила, поскольку применить нововведение на практике оказалось достаточно проблематично.

– Согласно этой поправке, в перечень документов, которые работник ГАИ имеет право потребовать у водителя, занимающего извозом, помимо путевки, прав и техпаспорта, была включена и лицензионная карточка. Думали, сразу же наступит порядок, – рассказывает глава профсоюза. --  Но на деле оказалось по-другому. Чтобы работник ГАИ  оштрафовал нелегала без лицензии  – необходимо доказать, что совершается перевозка пассажиров, а это достаточно сложно. «Хитрецы» пишут на шашке  «продам» или «газ» – то есть вроде как и не такси.
 
Поэтому сегодня профсоюз таксистов надеется на изменения, которые появились в транспортном законодательстве еще полтора года назад, но до сих пор не были приняты, поскольку многие из них нуждались в корректировке. Последняя редакция законопроекта должна появиться для обсуждения на сайте Минтранса уже на следующей неделе.

Харьковчане предлагают правительству не выбрасывать деньги «на ветер»


Так кто же будет возить гостей  Евро-2012? Этим вопросом таксисты озабочены, пожалуй, больше, чем защитники прав потребителей.  Дело в том, что правительство планирует создать под Евро-2012 специальную службу такси и закупить 500 новых комфортных автомобилей – с кожаным салоном, климат-контролем, устройством для оплаты кредитками. Эксперты Мининфраструктуры уже просчитали экономически обоснованную цену за проезд в таких евротакси – примерно шесть гривен за километр. Харьковские таксисты предлагают не выбрасывать на ветер государственные деньги, а обеспечить высокий уровень перевозки иностранцев имеющимися ресурсами.  

– За неделю эти автомобили не окупятся, а в остальное время на них вряд ли кто-то будет ездить. Наше население привыкло к другому тарифу.  Сегодня мы возим пассажиров по  2,50-3,00 гривны за километр,  – говорит Сергей Старцев. – Зачем выбрасывать бюджетные деньги, если можно имеющимися транспортными средствами  и людскими ресурсами обеспечить комфортную перевозку гостей. Мы можем создать временную службу такси именно под Евро, которая будет включать водителей, прошедших квалификационную проверку (на профессионализм, умение общаться, на знание иностранного языка), и соответствующего уровня  автомобили – у нас достаточно машин высокого класса. На этих автомобилях можно разместить надпись «Евро» и номер телефона,– чтобы иностранцы наверняка знали, в какую машину безопасно садиться.

Свои предложения по поводу обслуживания гостей Евро-2012 профсоюз таксистов Украины дважды направлял на имя вице-премьер-министра Бориса Колесникова. Пока никакой реакции не последовало.