В ходе подготовки к Евро-2012 в Харькове объявили войну незаконным рекламным конструкциям. Однако нередко «под горячую руку» демонтажа попадают вывески на фасадах зданий, размещение которых в специальном разрешении не нуждается.

По словам начальника отдела демонтажа КП «Харьковский информационный центр» Владимира Дегтярева, незаконно размещенные рекламные конструкции, установленные без получения разрешения в Управлении архитектуры и градостроительства, демонтируются на основании решения горисполкома.

«Какая же это реклама?»


Между тем «зачистка» фасадов зданий воспринимается «пострадавшими» владельцами информационных носителей весьма неоднозначно. Так, возмущению частного предпринимателя Татьяны не было предела, когда сотрудники КП «Городской информационный центр» сняли с фасада дома, где находится ее офис, четыре конструкции, за изготовление которых хозяйка выложила три тысячи гривен. 

– На первой было написано название фирмы, на второй – «информационные носители»; на третьей – «знаки, стенды, таблички»; на четвертой –  «широкоформатная печать и т. д.», то есть перечислены виды деятельности. Какая же это реклама? Это просто вывески. А теперь я должна еще и заплатить за их демонтаж и водрузить на место их имею право лишь с разрешения главного архитектора, – негодует Татьяна. – Причем пострадала не только я: с нашего здания убрали 22 конструкции – красивые, ухоженные, которые не портят, а украшают город. Теперь хозяева повесят туда что попало, поскольку люди рассуждают как: нет вывески – значит, фирма закрылась, услуги не предоставляет. Да так мы всех клиентов растеряем!

В данном случае демонтаж был произведен на законных основаниях, поскольку подобная информация носит рекламный характер и требует разрешения на ее размещение, уверяют в Главном Харьковском областном управлении по делам защиты прав потребителей.

– Если название фирмы зарегистрировано – то это вывеска, если нет – подобная конструкция расценивается как реклама, – объясняет начальник отдела по услугам и рекламе управления Татьяна Холод.  – Кроме того, информация «информационные носители; знаки, стенды, таблички» к виду деятельности никоим образом не относится, поскольку не соответствует классификатору, а значит, носит рекламный характер.  И чтобы не возникало подобных недоразумений, сверьте указанный на вывеске вид деятельности с тем, который вписан в свидетельство плательщика налога – расхождений быть не должно.

Нарушителей могут и оштрафовать


Однако нередко, по словам специалиста, под «горячую руку» попадают именно вывески. И возникают все эти недоразумения в связи с тем, что многие не понимают различия между рекламой, требующей разрешения на ее размещение, и вывеской, которая в таковом не нуждается, говорит Татьяна Холод.

По словам специалиста, с марта 2008 года в п. 6 ст. 9 Закона Украины «О рекламе» закреплена норма, в соответствии с которой вывеска не считается рекламой, если на ней  содержится следующая информация: зарегистрированное наименование лица; знаки для товаров и услуг, которые принадлежат лицу, изобразившему их на вывеске (то есть только собственные товарные знаки); вид деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица); время работы. Иную информацию приводить нельзя, подчеркивает Татьяна Ивановна, иначе это уже будет не вывеска, а наружная реклама. Вместе с тем наличие только одного пункта из перечисленных (а не сразу всех) вполне допустимо. Размещаться вывеска может как внутри помещения, так и на наружной поверхности дома или сооружения не выше первого этажа либо на этаже, где находится собственное или предоставленное в пользование лицу помещение, но только у входа в него.

В то же время реклама – это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная для формирования или поддержания осведомленности потребителей рекламы и их интереса к таким лицу или товару.

– То есть если на табличке написано, например, «Парикмахерские услуги, ЧП Иванов, режим работы...» – это вывеска, – поясняет Татьяна Холод. – Если же  «Парикмахерские услуги, маникюр, педикюр, солярий, массаж....» – это уже реклама. И если такая информация  размещена на здании самовольно, рекламодателю или распространителю грозит  минимальный штраф в пятикратном размере стоимости распространения рекламы.

Кроме того, Татьяна Холод напоминает, что реклама должна размещаться на украинском языке. Если же рекламодатель заинтересован, например, в русскоязычной аудитории, информация может дублироваться на русском (или любом другом языке). 

С лица города стерты 800 «левых» рекламных носителей


По информации начальника отдела рекламы Департамента градостроительства, архитектуры и земельных отношений Ирины Тишевской, в первом полугодии 2011 года в Харькове демонтировали около 800 незаконно установленных рекламоносителей.  В частности, более 500 их них убрали собственники согласно предписаниям, выданным отделом рекламы. Еще 290 незаконно установленных специальных рекламных конструкций демонтированы согласно решениям исполкома Харьковского горсовета. Всего за шесть месяцев было выявлено 4,7 тыс. нарушений порядка размещения внешней рекламы.

С начала года, говорит Ирина Тишевская, представители отдела рекламы работают в Едином разрешительном центре наряду с сотрудниками других органов, выдающих разрешительные документы. Разрешение на размещение рекламы в первом полугодии 2011 года получил 621 рекламодатель.