Подскажите, пожалуйста, какими должны быть стулья и столы в школе? А еще я слышала, что детей нужно время от времени пересаживать. Так ли это? Мама первоклассника

В классе должна быть мебель разных размеров


– Учащиеся каждого класса относятся не менее чем к трем-четырем ростовым группам, -- рассказывает врач отделения гигиены детей и подростков харьковской областной санэпидемстанции Ирина Джура. – Потому в каждом классе необходимо предусмотреть два-три размера мебели с преимуществом одного из них. Только в этом случае каждому ученику можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту. Если школьники сидят за более высокими партами, чем им требуется по росту, в 44% случаев, как показали исследования, отмечается неправильное положение тела и асимметрия плеч. При рассаживании за более низкие, чем требуется, столы асимметрия плеч регистрировалась у 70% учащихся. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и всего туловища, о резко выраженной асимметрии спинных и шейных мышц. Изменения такого же характера наблюдались при использовании мебели, имеющей прямую спинку, наклон сиденья назад, укороченное сиденье.

Если мебель не соответствует анатомическим параметрам в пределах трех-четырех сантиметров – наибольшие функциональные сдвиги, частые резкие нарушения позы и жалобы на неудобство мебели наблюдаются у школьников при использовании мебели меньших размеров. Поэтому, считает медик, если возникают затруднения с подбором мебели – лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, размера.

У старших школьников «отбирают» парты


Парты предусмотрены только для детей первых-четвертых классов, предупреждает Ирина Джура. Учебные кабинеты для пятых-одиннадцатых классов оборудуются двухместными ученическими столами. В классах и кабинетах запрещается использовать табуреты, скамейки или другую мебель без спинок – она разрешается только в мастерских.

Школьников должны менять местами


– Не меньше двух раз за учебный год школьников, сидящих в первом и третьих рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт и роста детей, – говорит специалист. – Допустим, в первой половине года учащиеся сидели в третьем ряду, – значит, во второй половине года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду. Это исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.

Рабочие места в классах и учебных кабинетах за первыми и вторыми партами или столами в любом ряду нужно отводить учащимся с нарушениями слуха. Необходимо помнить и о правильной расстановке мебели для учащихся с пониженной остротой зрения. Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

Интерьер класса строго рассчитывается


– В классных комнатах и кабинетах квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов или парт должно быть не менее двух с половиной метров, – делится расчетами Ирина Джура. – Только в этом случае при длине доски три метра детям, которые сидят за первыми столами в первом и четвертом рядах, должен быть обеспечен «угол рассматривания» не меньше 300. Другие расстояния в таких учебных помещениях должны быть следующие: от окон до первого ряда столов – полметра, ширина проходов между рядами – не менее 60 сантиметров, от последних столов до шкафов, расположенных вдоль задней стенки, – 80 сантиметров.

Как подобрать мебель
В соответствии с размерами школьная мебель должна быть маркирована. Измерение роста школьников делают обычным ростомером или специально приготовленной деревянной рейкой длиной два метра с делениями. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 сантиметров начиная от 130 см.