Главная героиня одноименного произведения Владимира Набокова превратилась в соблазнительницу с душой демона, и влюбившийся в нее мужчина пал жертвой ее коварства.

Так представили известную историю харьковские режиссеры–постановщики Антон Меженин и Олег Дидык в спектакле, премьера которого прошла 3 октября на сцене Харьковского государственного академического украинского драматического театра им. Т.Г. Шевченко.

В Харькове «Лолиту» поставили впервые.

– Владимира Набокова вообще ставят очень редко: считают, он слишком сложен, – говорит Антон Меженин. – Но тема любви настолько трогательна, что мы решились на этот шаг. Тем более что в современных реалиях это дивное понятие приобретает какие-то другие очертания и значения. Нам хотелось поделиться своим отношением к этому чувству через призму произведения Набокова, попытаться пережить и понять любовь в чудовищных обстоятельствах, которые предлагает писатель.

Прожить непростую историю вместе с режиссерами с удовольствием согласились актеры театра им. А.С. Пушкина Александр Вирченко и Олег Власов, педагог академии культуры и ведущая актриса театра для детей и юношества Ольга Двойченкова и совсем еще юные актрисы Евгения Белова и Екатерина Гордиенко.

– Когда ребята обратились ко мне с предложением поработать, я согласилась не раздумывая: материал редчайший, на сценах харьковских театров мы редко сталкиваемся с литературой такого уровня, – рассказывает исполнительница роли жены Гумберта Ольга Двойченкова. – Они ничего не трактуют – ребята делают попытку понять автора и соответствовать ему.

По словам режиссеров, постановка далась нелегко, поскольку всегда проще играть то, что лежит на поверхности. Очень сложно было разрушить стереотип, который сложился даже у актеров: мол, взрослый мужчина соблазнил безответную неопытную девочку. На самом же деле, считают Антон Меженин и Олег Дидык, Гумберт совсем другой - он очень тонко чувствует, наверное, даже слишком тонко.

– Мы попытались добраться до истоков, понять, почему все так произошло, – объясняет исполнитель роли Гумберта заслуженный артист Украины Александр Вирченко. – Все думают, что он совратитель малолетних. Но до этой истории в его жизни произошла удивительная встреча с Анабеллой, которая и предопределила ход дальнейшей жизни этого персонажа.

– Это редчайший тип мужчины, который «вляпался» в историю и пытается выйти из нее по-мужски, – полагает даже обманутая жена Гумберта. – Спектакль называется «Лолита», но главное действующее лицо – Гумберт: его душа, дух, честь. Человек всегда реализуется через кого-то. Гумберт делает это через женщину, которую обожает, боготворит.

А вот Лолита в новом спектакле – вовсе не доверчивая жертва мужчины, одолеваемого кризисом среднего возраста, – в милой обаятельной девочке режиссеры увидели ребенка с душой демона.

– Лолита коварна, – не сомневается Олег Дидык. – Не случайно автор взял это имя: Лолита происходит от имени «Лилит» – «демон, пожирающий детей» (такое объяснение Набоков дает в своих дневниках и черновиках). Мы доверяем автору - у него ничто не может быть случайным – и именно эту линию берем за основу. В романе Гумберт говорит: «Это она меня совратила. Я даже не был ее первым любовником». То есть писатель обостряет предлагаемые обстоятельства. Если бы на месте Лолиты была взрослая женщина, это была бы банальная история любви: встретились, полюбили, она его бросила.

Удалось ли режиссерам оправдать Гумберта, харьковчане смогут узнать 17 октября, на втором показе спектакля. В перспективе постановщики планируют еще не раз показать свое творение на сцене театра им Т.Г. Шевченко, а также съездить на гастроли в другие города: изначально вся сценография и решение спектакля предполагали его мобильность.