Всемирная организация здравоохранения внесла любовь в реестр заболеваний под номером F63.9.

Это прекрасное чувство отнесли к психическим отклонениям в категории «Расстройство привычек и влечений», поставив в один ряд с алкоголизмом, игроманией, токсикоманией и клептоманией.

Общими симптомами «любовного недуга» специалисты ВОЗ считают навязчивые мысли о другом человеке; резкие перепады настроения; завышенное чувство собственного достоинства; жалость к себе; бессонница, прерывистый сон; необдуманные, импульсивные поступки; перепады артериального давления; головные боли; аллергические реакции; синдром навязчивой идеи.

Корреспондент «Вечернего Харькова» проконсультировалась с психологом, наркологом, сексопатологом и священнослужителем и пришла к выводу, что настоящая любовь в таблетках не нуждается.

Андрей Сергеевич Минухин – кандидат медицинских наук, заведующий кабинетом андрологии, врач-сексопатолог консультативной поликлиники Института проблем эндокринной патологии:

– Я признаю любовь: в том, что она существует, никаких сомнений нет. Другое дело, что далеко не все способны ее испытывать. И даже та категория людей, которым дано познать это чувство, испытывают его по-разному.

Есть четкие и закономерные физиологические признаки любви: приподнятое настроение, повышенная работоспособность, гармония души и тела. Что же касается озвученных выше симптомов, то к любви они не имеют никакого отношения. Навязчивые мысли о другом, резкие перепады настроения, жалость к себе, бессонница и т. д. скорее характерны для несчастной любви, стадии разрыва отношений.

Как медик, занимающийся в основном вопросами физиологии, могу сказать, что любовь – это изменение в опиоидных системах, сопровождающееся активацией бета-эндорфинов по принципу наркотического опьянения, и во время затухания этих процессов наступает так называемый «отходняк», для которого и характерны подобные проявления.

А вообще любовь – это природное качество. Просто современная западноевропейская культура слишком прагматична.

Олег Валентинович Артамонов – нарколог, психиатр, кандидат медицинских наук:

– Любовь – это чувство, которое греет. Признавать ее психическим отклонением неправильно. Если же говорить о зависимости от другого человека – то это уже не любовь в общечеловеческом понимании. И если такая эмоциональная, психическая зависимость, когда человек не чувствует свободы, навязчиво думает о ком-то, существует, ее можно отнести к патологии, требующей психотерапевтической коррекции.

Как патологию можно рассматривать и ситуацию, когда человек неоднократно испытывает неразделенную любовь. Здесь нужно искать причину в самом субъекте, проводить психотерапевтические сеансы и разбираться, что с ним не так, почему он раз за разом наступает на одни и те же грабли.

Оксана Гараминская, психолог:

– Я это чувство к болезни вообще приравнять не могу, для меня это – основа мира, ведь изначально Бог создал именно любовь. И все мои практики, все техники построены как раз на возвращении к любви. И прежде всего я начинаю работу с любви человека к себе. Ведь если человек себя любит, он никогда не попадет в зависимость. Когда человек берет на себя ответственность за свою жизнь, к нему притягиваются цельные личности. Вообще, есть очень хорошее выражение: «Каждое «я» находится в постоянном поиске «ты», чтобы образовать союз любви «мы».

Инесса Анатольевна Клочко, семейный психолог:

– Я категорически против того, что любовь – это болезнь. Наоборот, наличие этого чувства, когда человек может любить и готов принимать любовь, однозначно свидетельствует о том, что личность здорова.

Но есть проявления, которые действительно выходят за рамки. Зависимость чаще свойственная женщинам, поскольку они более эмоциональны, чем мужчины. Вот такое «залипание», «растворение» в партнере уже могут перерасти в нездоровые отношения, в которых проявятся неврозы, истерии и другие недуги вплоть до психопатических состояний. Скорее всего именно об этом и шла речь, когда любви присваивался столь незавидный статус. То есть речь идет о нездоровых отношениях, потере личности, расщеплении ее структуры.

С другой стороны, если брать «букетно-конфетный» период, когда влюбленность чувствуется особенно остро, даже «растворение» в партнере не считается патологическим – это нормальное здоровое состояние.

А вообще любовь дана нам Богом, она движет миром, и это единственное, что может давать жизненную энергию. Так что человечеству без любви – никак.

Отец Михаил (Кит), секретарь Харьковской епархии:

– Тот, кто приравнял любовь к психическим заболеваниям, сам психически не здоров. Был такой анекдот в советское время. Спрашивают инженера: «Почему в «Запорожце» двигатель поставили сзади?» Тот отвечает: «Чем думали – туда и поставили»... Вот и в отношении признания любви болезнью можно сказать то же самое.

По-христиански: Бог – есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге. Что же, по мнению ВОЗ, всех святых, которые возлюбили Бога и ближнего своего, надо называть психически больными?

Передать чувство любви словами невозможно – надо любить, чтобы понять, насколько это прекрасно. Конечно, это чувство может приносить и страдания, потому что не всегда бывает взаимным. Есть даже такая украинская песня: «Кто в любові не буває, тот горя не знає». Но несчастен и тот человек, который не умеет любить. Если его не любили – это еще не значит, что он не заслужил, а вот если он не любил, то прожил жизнь даром.