В этом году мой сын пошел в школу, но ему явно трудно: он быстро устает от писанины, жалуется, что утомляются глаза. Как облегчить ему первые школьные страдания? Мама первоклассника

– Преодоление основных трудностей при обучении вполне возможно за счет соблюдения гигиенических требований, создания оптимальных условий для обучения, – считает заведующий кафедрой оздоровительно-лечебной физкультуры Харьковского педагогического университета им. Г. Сковороды, доктор медицинских наук, профессор Леонид Подригало. – Письмо – основной вид учебной деятельности школьников, который требует тонкой координации движений пальцев и осуществляется мелкими мышцами кисти. Неслучайно состояние развития этих мышц оценивается при исследовании «школьной зрелости» детей.

Одна из причин школьных трудностей -- незавершенность окостенения кисти ребенка в 7-летнем возрасте: обычно этот процесс заканчивается к 10-13 годам, отмечает специалист. Кроме того, есть и еще один важный момент: положение пальцев при письме является не функциональным, а противоположным врожденной координации движений. В этот момент большой, указательный и средний пальцы держат ручку или карандаш, а другие применяются только для опоры, что не соответствует естественному положению пальцев при сжатии. Это несоответствие становится причиной утомления во время письма.

– Основная мера профилактики – ограничение продолжительности непрерывного письма в начальной школе (не более 5-8 минут), - говорит Леонид Подригало. - Очень важно тренировать мышцы кисти, занимаясь с ребенком лепкой, рисованием, аппликацией. Важное значение имеет и вид написания – то есть прямое оно или наклонное. Многими исследованиями доказано, что при прямом писании вдвое чаще встречается правильная осанка и увеличивается зрительная дистанция (до 26 см), что почти соответствует физиологическому оптимуму (30-33 см).

Важную роль при обучении писанию играют прописи.

– По действующим санитарно-гигиенических правилам и нормам качественные прописи печатаются только на хорошей бумаге, – предупреждает специалист. – Линии должны быть четкими, чтобы детям не пришлось присматриваться к ним. Цвет – фиолетовый, зеленый, голубой и т.д. Горизонтальные линии на смежных страницах должны обязательно совпадать.

Чтобы глаза не утомлялись, Леонид Владимирович рекомендует регулярно проводить зрительную гимнастику. Самое простое упражнение – отвести глаза от книги, тетради и посмотреть вдаль.