Для объявлений станций харьковского метрополитена искали голоса на областном радио, а диктор Южного вокзала пришла на железную дорогу с завода и осталась навсегда.

Вместе с ними ежедневно по утрам отправляются на работу или учебу, а вечером возвращаются домой тысячи харьковчан. Услышать их голоса может каждый, спустившись под землю либо собравшись в путешествие по железной дороге. Но мало кто, кроме друзей, коллег, знакомых и родных, видел обладателей этих голосов в лицо.

Как призналась харьковчанка Инна Мирошниченко, когда она едет в поезде Холодногорско-заводской линии метро и слышит диктора, то представляет себе мужчину интеллигентного вида и непременно в вязаной жилетке и очках.

– Голос женщины на Салтовской линии метро, скорее всего, принадлежит высокой женщине с русыми волосами и немножко строгой. А вот на вокзале пассажирам объявляет посадку на поезд добродушная, веселая и невысокого роста женщина, – говорит харьковчанин Владимир Дубешко.

Звучит в подземке с самого рождения метро


Юрия Вирченко коллеги называют корифеем. И не только в озвучке харьковского метрополитена, где его голос звучит на Холодногорской и Салтовской линиях метро с момента запуска первых станций в 1975 году. Он всю свою жизнь посвятил работе на областном радио, а сейчас уже на заслуженном отдыхе.

– Во время записи я всегда вкладывал подтекст: «Не проедь, тебе выходить». Но я считаю, чем больше голосов, тем лучше. Когда много лет подряд один и тот же голос, то ты к нему привыкаешь и не реагируешь на него. За все это время приходилось для метро дочитывать до десятка раз, – рассказывает Юрий Вирченко. – То станцию новую построят, то язык звучания поменяют с русского на украинский.

Например, в далеких 70-х на станциях не звучало привычной сегодня просьбы отойти от края платформы.

На весь вокзал поздравляла Яну Клочкову с победой


Елена Тихоновская уже больше 16 лет работает диктором вокзала «Харьков-Пассажирский». Пришла она на железную дорогу с завода «Хартрон».

– Были кастинги: проверили, не шепелявлю ли я. Училась месяц, потом сдавала экзамен, – рассказала Елена Тихоновская.

Поначалу, говорит, было страшно: вдруг что-то прозвучит неправильно, а из-за этого люди опоздают на поезд, либо платформу перепутают, но с опытом страхи прошли.

– Друзья и знакомые мой голос почти всегда узнают. Но бывает, путают с напарницей, – «сетует» диктор.

А вот импровизировать на работе ей не приходилось. Правда, довелось во всеуслышание поздравлять Яну Клочкову с победой на Олимпиаде, когда та возвращалась после соревнований в Харьков.

Говорит для Салтовки и «Столичного экспресса»


Нелла Гунченко зазвучала в подземке одновременно с Юрием Вирченко. Она уже 44 года трудится на областном радио режиссером, ведет свои авторские программы. Сейчас услышать ее голос можно на Салтовской линии метро.

– Я когда записывалась, читала как для своих родных, друзей, близких. Бывало так, что соседи иногда говорили: «Спасибо, Нелла, сегодня ты нас хорошо довезла». Записывали мы недолго, все получилось с первого раза. Во время записи я всегда делала посыл пассажирам, чтобы они благополучно доехали, чтобы все у них было хорошо, – рассказывает Нелла Гунченко.

Можно услышать Неллу Гунченко и на вокзале «Харьков-Пассажирский», там она желает счастливого пути пассажирам «Столичного экспресса» уже 9 лет.

Первый дубль испугал пассажиров


Анатолий Подорожко, который больше 30 лет проработал в харьковском ТЮЗе, а сейчас трудится, опять же, и на областном радио тоже, стал голосом Алексеевской линии метро совсем недавно. Аудиозаписи были сделаны перед запуском станции метро «Алексеевская» в конце 2010-го. Правда, добиться хорошего звучания удалось лишь со второй попытки.

– Когда поставили пробный вариант на Алексеевской линии, я пришел в ужас: мало того, что я начитывал официально, как просили представители метрополитена, так еще и звук был обработан, чтобы голос не сливался с грохотом состава. В итоге это было так агрессивно, что в подтексте сквозило, мол, если вы не выйдете, я вас под зад коленкой вытолкну отсюда! – делится впечатлениями актер.

Он настоял на повторной записи, которая вышла куда более благозвучной для пассажиров.

P.$. от «ВХ»
Однажды, много лет назад (и журналист «Вечернего Харькова» может это клятвенно подтвердить – сам присутствовал при этом диалоге), будучи в теплой компании харьковского областного радио после окончания рабочего дня, один молодой начинающий журналист, направленный на практику из ХГУ, очевидно, не без цели блеснуть эрудицией и стёбом (на счёт работы в прямом эфире), спросил у Неллы Гунченко: «Нелла Алексеевна, а как вам удается перескакивать с поезда на поезд, чтобы вовремя объявить станции да еще и не запутаться?». Нелла Гунченко за словом в карман не полезла: «Вася, это что?! Главное – вовремя перепрыгнуть с линии на линию!»