Уникальные турбины и самолет-лаборатория для подготовки космонавтов; полный макет орбитальной станции «Мир» и система управления ракеты, отправившей в космос Юрия Гагарина; скафандр космонавта Аксенова, самый лучший довоенный паровоз, легендарный танк второй мировой войны.
Это далеко не полный перечень экспонатов, которые могли бы занять достойное место в интерактивном музее науки и техники, если бы таковой появился в Харькове. А разыскал их «ВХ» на предприятиях нашего города.Аналогов харьковских турбин в Украине нет
С 1969 года на «Турбоатоме» работает историко-технический музей, который с помощью подлинных документов и разнообразных экспонатов всесторонне раскрывает историю предприятия, этапы его становления, участие турбостроителей в Великой Отечественной войне, возрождение завода в послевоенные годы, его нынешнюю трудовую жизнь.
-- Все экспонаты музея ценны: это ордена и медали ветеранов, сувениры, государственные награды, большой фотоархив, – рассказывает заведующая заводским музеем Любовь Маслова. – Но особое впечатление на посетителей производят действующие модели турбин – четыре паровых и пять гидравлических.
-- Например, в музее есть турбина для тепловых станций К-300-240 мощностью 300 мегаватт, которая является базовой в теплоэнергетике Украины (такие агрегаты установлены на Приднепровской и Криворожской тепловых станциях), а также работает на электростанциях в России (на Троицкой ТЭС) и в Казахстане (на Еврмаковской ТЭС), – рассказывает главный конструктор паровых и газовых турбин Виктор Леонидович Швецов. – А «визитная карточка» завода – турбина К-1000. Наш «тихоходный миллионник» (мощность 1 млн киловатт, полторы тысячи оборотов) предназначен для атомных электростанций. Эти турбины работают в Украине, России и Болгарии.
Также в музее представлены макеты уникальных гидравлических турбин, аналогов которым в Украине нет, например модели РО-115 в-600 мощностью 350 мегаВатт.
-- Четыре таких агрегата установлены в Аргентине на Пьедра дель Агила, – рассказывает главный конструктор гидравлических турбин Александр Линник. – Есть в экспозиции и макет поворотно-лопастной турбины – максимальной по мощности (230 мегаВатт) за всю историю существования «Турбоатома». Подобные агрегаты установлены на Шульбинской ГЭС в Казахстане.
По словам специалиста, в натуральную величину такие махины на заводе соорудить невозможно, поскольку размером они не меньше шестиэтажного здания. Примерный расход воды, который проходит через первую из них – порядка 200-250 кубометров в секунду, вторая же пропускает более 400 куб. м/сек. — по объему это сравнимо с половиной железнодорожного состава. Поэтому выпускаются они частями, а полную сборку агрегаты проходят уже непосредственно на станции.
-- Представлены в музее и макеты первых в Советском Союзе горизонтальных капсюльных турбин, а также два макета гидравлических затворов, – продолжает Александр Васильевич. – Первый – самый крупный за все время производства шаровой затвор диаметром 4,2 метра, девять таких поставлено на Нурийскую ГЭС в Таджикистан. Второй – самый большой в мире дисковый затвор диаметром 7,6 метра для Байпазинской ГЭС (Таджикистан).
От легендарного К-2 до современного лайнера
В музее Харьковского государственного авиационного производственного предприятия представлены модели самолетов (в масштабе 1:20), начиная от легендарного К-2 (первый серийный самолет конструкции Константина Алексеевича Калинина, построенный в 1927 году) и заканчивая лайнерами Олега Константиновича Антонова, которые завод выпускает по сегодняшний день.
– Например, живейший интерес и даже трепет вызывает самолет-гигант К-7, рассчитанный на 128 пассажиров: семь двигателей, длина крыла -- 53 метра, взлетный вес – 36 тонн, диаметр колес – два метра, – рассказывает директор музея Александр Оберемко. – Особенность его заключалась в том, что фюзеляжа (это корпус летательного аппарата, который связывает между собой крылья, оперение и шасси) как такового у него не было – лишь фюзеляжные балки. Пассажиры же, моторы и топливо размещались в крыле.
Есть на заводе и так называемый музей под открытым небом, где своими глазами можно увидеть, например, первый в мире пассажирский реактивный самолет ТУ-104, на базе которого были созданы лаборатории для подготовки космонавтов.
-- Это самолет-лаборатория, где космонавты учились летать в невесомости и как птица парили внутри салона, – рассказывает Александр Николаевич. – Еще один уникальный экспонат – Ту-124 (1960 год) – ближнемагистральный самолет, напоминающий ТУ-104, но в 0,7 раза меньше по размеру и с более экономичными двигателями, способный перевозить до 65 самолетов.
Представлен здесь и знаменитый самолет «Аэрофлота» Ту-134А (1965 год), двигатели которого расположены в задней части, а посему не мешают пассажирам находиться в салоне, издают меньше шума и меньше тряски. Такие самолеты до сих пор летают в России и в Украине. Бесспорно, представляет интерес и спортивно-тренировочный ЯК-18 (1946 год), созданный Александром Яковлевым для подготовки молодых летчиков.
-- Строились на нашем предприятии и знаменитые самолеты конструкторского бюро Микаяна и Гуревича – МиГи, – продолжает директор музея. – Самолет МиГ-15 участвовал в 1949 году в Корейской войне и получил очень высокую оценку летчиков за высокие аэродинамические и летные характеристики, которые позволили ему стать одним из лучших самолетов своего времени. Кстати, на самолете этого типа учились летать военные летчики и первый космонавт Юрий Гагарин.
<Подзаголовок>Орбитальную станцию «Мир» можно рассмотреть в деталях
<Текст> В музее ОАО «ХАРТРОН» можно проследить историю развития ракетной отрасли за последние 60 лет. Здесь представлены просто потрясающие экспонаты, например полный макет орбитальной станции «Мир» со всеми пристыкованными объектами, в создании которых предприятие принимало непосредственное участие. Этот сложный многоцелевой научно-исследовательский комплекс был выведен на орбиту в феврале 1986 года, а 23 марта 2001 года затоплен в Тихом океане. Макет можно рассматривать с разных сторон и даже разглядеть самые мелкие детали.
-- С точки зрения истории вычислительной техники, которой предприятие занимается все время своего существования, безусловный интерес представляет развернутая экспозиция запоминающих устройств, бортовых вычислительных машин, электронной аппаратуры. К примеру, здесь можно увидеть, как выглядели микросхемы в 1980-1990 годах, – рассказывает главный специалист ПАО «ХАРТРОН» Владимир Анатольевич Сирук. – Но гораздо интереснее посмотреть перечень документов и фотографий ракет. Есть просто уникальные бумаги, например, полетное задание на управление американской орбитальной станцией «Альфа» (которой мы управляли несколько лет), где расписаны все циклограммы движения и прочее. Думаю, посетителям будет интересно рассмотреть эти «бумажки» со всех сторон.
От «Союза» до «Зенита»
Музей на некогда «закрытом» «Коммунаре» был создан в 1992 году – как только появилась возможность более-менее открыто рассказать людям, чем занимался завод последние несколько десятилетий.
В «ракетной» части экспозиции представлены приборы космических ракет разного времени изготовления – «Союз», «Протон» и «Зенит».
-- С 1952 года завод приступил к изготовлению аппаратуры системы управления ракет, – рассказывает заведующий музеем ПО «Коммунар» Виктор Рабкин. -- В первые годы мы занимались только производством систем управления для крупных стратегических ракет с большими дальностями оборонного назначения. А с 1957 года – после запуска первого искусственного спутника Земли – нам было поручено изготовление аппаратуры управления ракеты, которая вывела этот спутник на орбиту. Затем – приборов для космического носителя, который осуществлял выведение на околоземную орбиту целого ряда спутников с приборами, животными – то есть уже шла подготовка к запуску человека.
И в 1960 году перед предприятием была поставлена задача изготовить несколько комплектов аппаратуры для осуществления запуска корабля уже с человеком на борту. «Коммунаровские» приборы работали на ракете «Восход» (модификация ракеты-носителя «Союз» 1963 года), которая отправила в космос Юрия Гагарина. Все последующие запуски космонавтов вплоть до сегодняшнего дня осуществлялись только с помощью ракеты-носителя серии «Союз», а завод и поныне продолжает изготавливать аппаратуру управления ракет этого назначения.
В музее представлен действующий макет ракеты «Союз», где видно, как она начинает стартовать, как летит по активному участку траектории, как идут разделения ступеней, отброс отработанных блоков, рассказывает Виктор Рабкин.
В 1960 годах в СССР была создана мощная ракета «Протон», с помощью которой запускали спутники к Луне, Марсу, Венере, комете Галлея и выводились долговременные космические станции, на которых работают космонавты. На «Коммунаре» изготавливалась львиная доля бортовой системы управления этого летательного аппарата и производится до сих пор. Эти приборы – тоже среди экспонатов музея.
В конце 1970 - начале 1980 годов в Днепропетровске была разработана ракета «Зенит» с самой современной компьютерной системой управления, три четверти состава системы управления которой тоже производилось на «Коммунаре».
-- В нашем музее представлены блоки, в которых находятся приборы системы управления, – продолжает Виктор Рабкин. – Сейчас эта ракета участвует в международной программе «Морской старт» – запускается с плавучей платформы, которая размещены у берегов Бразилии. Мы сегодня производим часть аппаратуры для нее.
Достойным экспонатом музея стал и настоящий скафандр, в котором космонавт Аксенов находился в полете, а затем подарил коммунаровцам в знак благодарности за надежную аппаратуру, обеспечившую его выведение в космос.
Теперь скафандр висит в нашем музее под самым потолком и под ним очень любят фотографироваться студенты и школьники – на снимках получается, будто над ними парит космонавт, – улыбается директор музея.
А во второй части музея можно проследить историю развития отечественных радиоприемников и телевизоров: первый радиоприемник «Звезда» (1954 г.), более совершенный «Донец», первая модель черно-белого телевизора с маленьким экраном – и заканчивая современными цветными.
<Подзаголовок>Из семи тысяч в «живых» остались лишь четыре
<Текст>В музее ГП «Завод им. Малышева» можно ознакомиться с историей одного из старейших предприятий не только Харькова, но и Украины. Экспозиция содержит уникальные документы, фотографии, вещественные экспонаты разных периодов: с конца XIX века до наших дней. Одна из самых ярких страниц в истории завода – создание легендарного танка Т-34 – представлена в музее диорамой известного художника Вилли Мокрожицкого. Кроме того, размещены здесь и искусно выполненные макеты выпускаемой заводом в разное время продукции – паровозы «Овечка» и СО (Серго Орджоникидзе), один из первых в Советском союзе гусеничных тракторов «Коммунар», первые тягачи.
-- На территории завода, в музее под открытым небом, установлен самый настоящий паровоз СО (Серго Орджоникидзе) – один из самых лучших довоенных паровозов, выпущенный на харьковском заводе под руководством главного конструктора Павла Шаройко. В него даже можно забраться и все посмотреть, – рассказывает директор музея Анна Быстриченко. – Рядом – лучший танк второй мировой войны, сконструированный Михаилом Кошкиным,— Т-34. Кстати этот танк, прошедший, как и многие его собратья, полями Второй Мировой, установлен и на площади Конституции. И конечно же, почетное место занимает БТ-7 – быстроходный танк. Эти любимые танкистами 1930 годов стремительные красивые боевые машины развивали скорость движения под стать нынешним.
В настоящее время известны всего четыре из сохранившихся танков БТ-7: один находится в Москве -- в Центральном музее Российской армии (передан из музея БТВТ п. Кубинка); второй — разукомплектованные корпус и башня образца 1938 г. на территории музея БТВТ, п. Кубинка; третий — частично некомплектный — в Чите; а четвертый — на родном заводе им. Малышева. И имеет этот экспонат очень интересную историю возвращения на родное предприятие.
В начале 1980 годов в журнале «Техника молодежи» появилась статья «Поиск ведут часовые истории», повествующая о том, что инженер Евгений Коноплев в ходе расследования обнаружил в Карелии на финской границе танк БТ-7.
– В нашем КБ статьей заинтересовались и пошли разговоры, о том, что неплохо бы этот танк вернуть на родной завод. Попытались связаться с этим журналистом, но безуспешно, – вспоминает начальник отдела техконтроля и эксплуатации завода им. Малышева Андрей Малакеев. – Со временем на предприятии была организована группа энтузиастов-комсомольцев, которые стали рассылать письма и в Центральный музей вооруженных сил, и в ЦК КПСС, удалось даже разыскать и связаться с Коноплевым, но дело с мертвой точки не двигалось.
В 1984 году на предприятие приехал начальник главного бронетанкового управления Советской армии Генерал-лейтенант Потапов. Малышевцы, воспользовавшись случаем, обратились к нему с просьбой посодействовать в розыске легендарного танка. Тот пообещал взять этот вопрос на контроль и через четыре месяца заводчане получили письмо, в котором сообщалось, что БТ-7 уже забран с границы силами спецслужб КГБ СССР и находится в городе Стрельна Ленинградской области в расположении воинской части. Недолго думая ребята отправились туда и привезли свой танк на родину, причем, можно сказать, «увели прямо из под носа» у музея вооруженных сил, который тоже задался целью пополнить этой уникальной машиной свою экспозицию.
Так, с 1985 года отреставрированный БТ-7 обосновался на территории завода им. Малышева перед сборочным цехом, где он и был изготовлен.
Продолжение следует...