Как указано в статье 8 Закона Украины «О защите прав потребителей», в случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока недостатков потребитель в порядке и в сроки, которые установлены законодательством, имеет право требовать:
1) пропорционального уменьшения цены;
2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;
3) возмещения расходов на устранение недостатков товара.
В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока существенных недостатков, которые возникли по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости выводом экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством и на основании обязательных для сторон правил или договора, имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:
1) расторжения договора и возвращения уплаченной за товар денежной суммы;
2) замены товара на такой же товар или на аналогичный из числа имеющихся у продавца (производителя) товар.
Относительно непродовольственных товаров, бывших в употреблении и реализованных через розничные комиссионные торговые предприятия, требования потребителя, отмеченные в части первой статьи 8 Закона «О защите прав потребителей», удовлетворяются при согласии продавца.
Согласно с этой частью удовлетворяются требования потребителя относительно товаров, гарантийный срок на которые не истек.
Требования потребителя предъявляются по его выбору продавцу по месту покупки товара, производителю или предприятию для удовлетворения этих требований по местонахождению потребителя.
Потребитель имеет право предъявить одно из требований, предусмотренных частью первой статьи 8, а в случае его невыполнения заявить другое требование, предусмотренное частью первой этой статьи.
Отмеченные требования по местонахождению потребителя удовлетворяют также созданные владельцем продавца торговые предприятия и филиалы, которые осуществляют продажу аналогичных приобретенным потребителем товаров, или предприятия, на которые эти функции возложены на основании договора. Функции представителей предприятий-производителей выполняют их представительства и филиалы, созданные производителями для этой цели, или предприятия, которые удовлетворяют отмеченные требования на основании договора с производителем.
Продавец и производитель во время продажи (реализации) товара обязаны информировать потребителя о предприятиях, которые удовлетворяют требования, установленные частями первой и третьей статьи. За непредоставление такой информации устанавливается ответственность согласно статьям 15 и 23 Закона «О защите прав потребителей».
Продавец, производитель (предприятие, которое удовлетворяет требования потребителя) обязаны принять товар неподобающего качества у потребителя и удовлетворить его требования.
Доставка крупногабаритных товаров и товаров весом свыше пяти килограммов продавцу, производителю (предприятию, которое удовлетворяет требования потребителя, установленные частью первой статьи 8) и их возвращение потребителю осуществляются за счет продавца, производителя (предприятия, которое удовлетворяет требования потребителя).
При наличии товара требование потребителя о его замене подлежит немедленному удовлетворению, а в случае возникновения потребности в проверке качества — на протяжении четырнадцати дней или по договоренности сторон.
В случае отсутствия товара требование потребителя о его замене подлежит удовлетворению в двухмесячный срок с момента представления соответствующего заявления. Если удовлетворить требование потребителя о замене товара в установленный срок невозможно, потребитель вправе по своему выбору предъявить продавцу, производителю (предприятию, что выполняет их функции) другие требования, предусмотренные выше.
При замене товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества, цена на который изменилась, пересчет стоимости не осуществляется.
При замене товара с недостатками на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества пересчет стоимости товара с недостатками в случае повышения цены осуществляется исходя из его стоимости на время обмена, а в случае уценки — исходя из стоимости на время покупки.
При расторжении договора расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар осуществляются исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае уценки — исходя из стоимости товара на время покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности вернуть деньги в день расторжения договора — в другой срок по договоренности сторон, но не позже чем на протяжении семи дней.
В случае приобретения потребителем продовольственных товаров неподобающего качества продавец обязан заменить их на товары надлежащего качества или вернуть потребителю уплаченные им деньги, если недостатки выявлены в пределах срока годности. При этом расчеты с потребителем осуществляются в порядке, предусмотренном частью седьмой статьи 8.
При предъявлении потребителем требования о бесплатном устранении недостатков товара они должны быть устранены на протяжении четырнадцати дней со дня его предъявления или при согласии сторон в другой срок.
По письменному требованию потребителя на время ремонта ему предоставляется (с доставкой) товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) независимо от модели. Для этого продавец, производитель (предприятие, которое удовлетворяет требования потребителя, установленные частью первой этой статьи) обязаны создавать (иметь) обменный фонд товаров. Перечень таких товаров определяется Кабинетом министров Украины.
За каждый день задержки выполнения требования о предоставлении товара аналогичной марки (модели, артикула, модификации) и за каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока (четырнадцать дней) потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента стоимости товара. При устранении недостатков путем замены комплектующего изделия или составной части товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть исчисляется начиная со дня выдачи потребителю товара после ремонта.
Потребитель имеет право предъявить производителю (продавцу) требование о бесплатном устранении недостатков товара по окончании гарантийного срока. Это требование может быть предъявлено на протяжении установленного срока службы, а если таковой не установлен — на протяжении десяти лет, если в товаре были выявлены недостатки (существенные недостатки), допущенные по вине производителя. Если это требование не удовлетворено в сроки, предусмотренные частью девятой статьи 8, потребитель имеет право на свой выбор предъявить производителю (продавцу) другие требования в соответствии с частью первой этой статьи.
Требования потребителя рассматриваются после предъявления им расчетного документа, а относительно товаров, на которые установлен гарантийный срок, — технического паспорта или другого заменяющего его документа с отметкой о дате продажи.
При продаже товара продавец обязан выдать потребителю расчетный документ установленной формы, который удостоверяет факт покупки, с отметкой о дате продажи.
В случае потери потребителем технического паспорта или другого заменяющего его документа их возобновление осуществляется в порядке, определенном законодательством.
Производитель обязан возместить все убытки продавца (предприятия, которое удовлетворяет требования потребителя, установленные частью первой статьи 8), который рассматривает претензию потребителя к приобретенному товару. Продавец (производитель) товаров обязан в месячный срок возместить предприятию, которое выполняет его функции, убытки, которые оно понесло в связи с удовлетворением требований потребителя, предусмотренных этой статьей.
Требования, установленные частью первой этой статьи относительно товаров, изготовленных за пределами Украины, удовлетворяются за счет продавца (импортера).
Требования потребителя, предусмотренные этой статьей, не подлежат удовлетворению, если продавец, производитель (предприятие, которое удовлетворяет требования потребителя, установленные частью первой этой статьи) докажут, что недостатки товара возникли в результате нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения. Потребитель имеет право принимать участие в проверке качества товара лично или через своего представителя.
От редакции. Дорогие читатели, вопросы, адресованные юристу, вы можете задать по телефону редакции 392-09-18. Ответы на ваши вопросы читайте на страницах газеты «Вечерний Харьков».