На вокзале Харьков-Пассажирский решили усилить борьбу с «зайцами» и начали проверять наличие билетов у пассажиров пригородных электропоездов, прибывающих с Мерефянского направления.

И уже первые результаты превзошли все ожидания железнодорожников.

По словам начальника вокзала Харьков-Пассажирский Леонида Чалого, по техническим причинам данной акцией, в которой по просьбе железнодорожников задействованы сотрудники транспортной милиции и военизированной охраны, охвачены лишь четыре электрички, принимаемые в тупик у платформы «1А». 11 октября, когда эта акция началась, в первой же электричке, прибывшей утром из Змиева, было обилечено на выходе 650 пассажиров. При этом пассажирам продавали билеты только на проезд одной тарифной зоны стоимостью 3 грн. (от Новоселовки), хотя большинство из них преодолело значительно большее расстояние: на работу в областной центр ездят в основном из третьей-четвертой зон, удаленных от станции Харьков-Пассажирский на 11-30 км.

– Фактически из десяти вагонов электрички семь были заполнены «зайцами», – говорит Леонид Чалый. – И это не считая пенсионеров и иных льготников, имеющих право бесплатного проезда. За неделю мы обилетили таким образом 6,2 тысячи пассажиров на общую сумму 18,7 тысячи грн. А за одно только утро 21 октября, когда в течение 1 часа 20 минут было проверено шесть электричек, оформили 1427 билетов.

То, насколько контроль помогает увеличить продажу билетов на пригородные поезда, наглядно демонстрирует работа Северного терминала, с которого отправляются и на который прибывают ежесуточно 20 пар электричек Белгородского и Казачанского направлений. Только за первые 20 дней октября с него было отправлено 45,6 тысячи пассажиров, которые прошли на платформу через турникеты, а в кассе «на выход» оформлено 10,8 тысячи билетов. В среднем же по Харьковскому узлу в каждой электричке, состоящей из восьми-десяти вагонов, перевозятся лишь 124 «платных» пассажира.

Тем не менее затеянные железнодорожниками проверки билетов у приезжающих пассажиров уже дали определенный положительный эффект. Конечно, не все «зайцы» доезжают до конечной станции – многие выходят на промежуточных остановках. Да и все электрички охватить подобной проверкой невозможно – иначе пришлось бы нарушить график движения не только пригородных, до и дальних поездов. Тем не менее, узнав о начатых проверках, пассажиры стали покупать билеты на станциях и платформах отправления.

– Если пассажиры не будут приобретать билеты, то поезда будут отменяться, – рассказывает Леонид Чалый. – Так, по харьковскому региону ЮЖД в текущем году уже отменено 18 пригородных поездов: если в прошлом году их было 200, то сейчас осталось 182. Вместе с тем мы хотим принести извинения законопослушным пассажирам, покупающим билеты, за временные неудобства, связанные с такими проверками, ведь на один поезд затрачивается по семь-восемь минут.

Но у нас просто нет другого выхода: ведь убытки дороги от пригородных перевозок с начала года составили почти 452 млн грн, где доля Харьковской области – 52%, что соответствует 235 млн грн. При этом местные органы власти компенсировали дороге за перевозку льготных категорий граждан всего лишь 27% от потребности, а Харьковская облгосадминистрация – 22%.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что из-за нежелания громадного количества пассажиров оплачивать свой проезд (хотя наши пригородные тарифы являются социальными) и недостаточного уровня компенсации за перевозку «льготников» со стороны местных органов власти разрушается четкая система пассажирских железнодорожных перевозок и прежде всего – пригородных.