Читательница «ВХ» Маргарита Сергеевна купила летом сапоги – так называемую «европейку». В октябре в первый раз отправилась в обновке на работу, но не прошло и трех дней, как сломался каблук. Покупательница спрашивает, что сделать в данной ситуации.

Дело в том, что «европейка» относится к категории зимней обуви. Сезонность обуви (определяется  постановлением Кабмина №172) для зимнего ассортимента установлена с 15 ноября  по 15 марта. Гарантийный срок большинства видов обуви составляет 30 дней, при этом исчисляется с начала соответствующего сезона. То есть при приобретении зимней обуви в летний период гарантийный срок на нее начинается не со дня покупки, а с 15 ноября.

– Таким образом, нужно дождаться начала сезона и только тогда обращаться к продавцу для проведения гарантийного ремонта (потребитель в случае покупки товара ненадлежащего качества имеет право не на возврат товара или замену его, а на гарантийный ремонт), – объясняет главный специалист Главного Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Сергей Пиунов. – Либо покупательница может сама отнести сапоги в обувную мастерскую для проведения гарантийного ремонта и, заручившись документом,  подтверждающим факт оказания услуги и ее стоимость, письменно обратиться к продавцу с требованием компенсации затрат на ремонт. Если же в процессе гарантийного ремонта будет установлено,  что изделие не подлежит ремонту по причине заводского брака – тогда можно требовать возврата стоимости или замены товара.

Гарантийный ремонт осуществляется только в случае заводского дефекта, обращает внимание Сергей Пиунов. Если каблук сломался или счесался в результате механического повреждения, например, застряв в решетке метрополитена – то потребителю в гарантийном ремонте откажут.

– Процедура такая: потребитель обращается письменно с заявлением к продавцу, – разъясняет специалист. – Продавец, если сочтет повреждение механическим,  письменно отказывает покупателю в гарантийном ремонте. В свою очередь, покупатель, не согласный с этим заключением, вправе потребовать проведения экспертизы. В течение гарантийного срока продавец обязан организовать ее за свой счет. Если эксперт подтвердит, что дефект заводской, тогда потребитель прав – он имеет право на гарантийный ремонт либо, если дефект неустранимый, на возврат стоимости или замену товара. Но если  эксперт определит, что каблук сломался в результате неправильной эксплуатации или ухода за обувью – тогда потребителю придется еще и экспертизу оплачивать.

Куда отдать обувь на экспертизу
Уполномоченные государственные организации: институт судебных экспертиз имени  Бокариуса  (Харьков, ул. Золочевская, 8а) либо  торгово-промышленная палата (Харьков, пр. Московский, 122б).