Гость «Прямой телефонной линии» – художественный руководитель Харьковского академического театра им. Т.Г. Шевченко Александр Аркадин-Школьник.
Зритель жаждет комедий
– Здравствуйте, Александр Аркадьевич, меня зовут Светлана. Расскажите, пожалуйста, чем порадуете зрителей в новом театральном сезоне?
– Новый сезон мы открыли премьерным спектаклем «Спокуса по-італійськи», который очень хорошо был принят зрителем. Более того, с начала сезона все спектакли нашего театра собирают полные залы: и новые, и старые, которые идут не один год – «Ревизор», «Сон в летнюю ночь», «Закон» по пьесе Винниченко. Следующая премьера – драма по пьесе Максима Горького «Последние», выйдет в конце февраля. Это произведение считается одной из вершин драматургии, оно практически не сходит с подмостков разных театров почти 100 лет. В более отдаленных перспективах – потрясающая польская пьеса для семерых актеров-мужчин под названием «Тестостерон» – жесткая и невероятно современная.
– По какому принципу составляется театральный репертуар? Что сегодня привлекает зрителя?
– Как ни странно, в кризисные времена приток зрителей в театры увеличивается: люди ищут позитив, которого не хватает в жизни. Поэтому сегодняшнему зрителю обязательно нужна комедия. Взять тех же «Примадонн», которые на сегодняшний день собрали 20 аншлагов – это безусловный успех.
Также театрального зрителя во все времена будут интересовать три вещи – любовь, вера и смерть. Кроме того, театр, как и история человечества, развивается по спирали – было время, когда на протяжении многих десятилетий весь мир ставил Чехова. Вслед за ним пришло время Горького, и сейчас все повторяется.
«Шельменко-денщик» идет на рекорд
– Александр Аркадьевич, Вас беспокоит Елена. Скажите, пришлось ли вам исключить какие-то спектакли из репертуара?
– В конце прошлого сезона мы списали ряд спектаклей, которые шли на большой сцене, -- «Люче», «Чичиков и Ко» и «Бурлака». На малой сцене из репертуарной сетки ушли «Та, шо слухає кроки» и «Осінні квіти». Ничего страшного в этом нет, во всем мире это нормальная практика.
– Но наверняка существуют постановки, которые идут годами и не теряют актуальности?
– У нас в репертуаре есть уникальный спектакль «Шельменко-деньщик», который идет с 1943 года и через 11 спектаклей у него будет головокружительный юбилей – 2000 раз на сцене. В театре даже существует шутка: «тот не шевченковец, кто не прошел через «Шельменко-денщика». Актерам, которые переиграли в спектакле за все годы, нет числа. Актриса Лидия Погорелова прошла от молодой героини до матушки, которую играет сейчас. Петр Рачинский тоже играет в этом спектакле более 30 лет и сейчас он уже Шельменко, хотя начинал с другой роли.
Мне очень хочется после выхода 2000-го спектакля обратиться в Книгу рекордов Украины и Гиннесса, чтобы внести туда этот спектакль как самый долгоиграющий. Я знаю, что один из великих спектаклей режиссера Джорджо Стрелера «Слуга двух господ» К. Гольдони идет в Европе с 1947 года; более старых, насколько мне известно, – нет.
– Здравствуйте, меня зовут Ирина. Планируете ли вы в новом сезоне ставить спектакли на Малой сцене?
– Конечно, сейчас мы работаем над пьесой японского драматурга Кунио Сумидзу «Актерская гримерка». Это любопытнейшая пьеса для четырех актрис, мне кажется, она будет интересна зрителям. Также планируем обратиться к украинской классике – есть замысел поставить «Оргию» Леси Украинки. Подумываем и о «Фрекен Жюли» Стринберга, которая, возможно, выйдет и на большую сцену.
– А традиционный новогодний спектакль для детей будет?
– Сейчас полным ходом идет подготовка новогоднего спектакля «Кот в сапогах». Ставить его будет режиссер Олег Русов, который сотрудничает с театром Шевченко уже не первый раз. Для нас важно, чтобы дети тоже приобщались к театру, поскольку это наши будущие большие зрители.
Актеры мечтают об автобусе
– Добрый день, вас беспокоит Олег. Есть ли в Харькове серьезные меценаты, которые содействуют развитию театров?
– Пока я с ними не встречался, поскольку недолго работаю на посту худрука. Но уверен: если бизнесу будет выгодно адресно поддерживать какие-то коллективы, они будут это делать, нужны лишь законы, регламентирующие эти отношения. В Европе так и происходит. К примеру, сейчас наблюдается бум немецкого кино, которое никогда не было в лидерах. Так вот оно снимается исключительно за деньги инвесторов. При этом в Германии разработана целая законодательная система для поддержки искусства и культуры. В России, к сожалению, идет обратный процесс: финансирование урезали и московский театральный бум начинает затухать. Как сложится у нас – еще неизвестно, но в мае при поддержке губернатора мы съездили в Киев и показали спектакль «Зойкина квартира» на сцене театра Леси Украинки. Это тоже своеобразный шаг вперед.
– Ходят слухи, что власти собираются выделить театру Шевченко автобус для гастрольных поездок по области?
– Очень хочется, чтобы автобус театру подарили ко дню рождения -- 31 марта 2012 года. Ведь театральное пространство нашей области Харьковом не ограничивается. На многие наши спектакли люди приезжают из области на своих автобусах, но если мы вывезем постановку в районный дворец культуры – это абсолютно другая форма общения.
– Я так понимаю, о гастролях в другие города речи пока не идет?
– Конечно, в юбилейный год хотелось бы выехать с тремя-четырьмя спектаклями хотя бы в Киев. У нас есть ряд постановок, которые запросто можно включить в гастрольный тур – они пользуются безусловным успехом у зрителей, и люди на них пойдут. Но все упирается в финансы. К примеру, донецкий театр объездил все близлежащие областные центры, неоднократно гастролировал в Киеве – у них есть такая возможность. В театре свой грузовой транспорт, перевозящий декорации, и автобус, на котором можно ехать хоть в Европу.
То есть у театра должны быть определенные материальные рычаги – будь то спонсорская помощь или нечто иное. У нас есть мысли о том, чтобы соединить свои усилия с продюсерской компанией, потому что при хорошей рекламе наши спектакли вполне могут вызвать не только творческий, но и коммерческий интерес.
Современной драматургии в Украине нет
– В этом году в театральную труппу влились молодые актеры. Удается ли всех артистов обеспечить работой?
– Сегодня в труппе театра трудится чуть больше 50 человек. При этом за последнее время мы приняли в театр десять молодых артистов – шесть юношей и четырех девушек. Занятость у всех разная: одни больше заняты в центральных ролях, другие – во второстепенных и эпизодах. Такое разделение часто обижает артистов, но в театре не может быть уравниловки…
– Часто ли театральных актеров приглашают сниматься в кино и как вы относитесь к тому, что они отрываются «от производства»?
– Приглашают-то часто, но в силу того что мы отдалены от Киева и Одессы – городов, где есть киностудии, особо размахнуться наши актеры не могут. Поэтому очень многие снимаются у местных режиссеров, в частности, у Игоря Парфенова. Я считаю, что театр должен отпускать артистов на съемки, но не в ущерб спектаклям.
– Здравствуйте, на проводе харьковчанка Марина. Скажите, есть ли в Украине достойные современные драматурги?
– До сей поры я не нашел такого автора. Со смертью Ярослава Стельмаха, моего давнего друга, многие пьесы которого я ставил, я не вижу современного украинского драматурга, с которым хотелось бы работать и воплощать его идеи. Возможно, надо подумать над тем, чтобы переводить современную украинскую прозу на язык сцены, но пока до этого руки не доходят. Хотя для меня этот вопрос очень актуален и я дал себе слово, что буду думать в этом направлении, потому что иногда очень хочется поставить пьесу «живого» автора.
– Александр Аркадьевич, принимают ли участие «шевченковцы» в театральных фестивалях?
– Конечно. Целый ряд наших спектаклей и в прошлом, и в этом году побывал на фестивалях. Взять того же «Войцека», который проехал ряд форумов, три из которых международные. Мы и впредь будем принимать участие в таких мероприятиях, но в силу того что театр им. Шевченко – репертуарный, наша первоочередная задача – завоевать любовь харьковского зрителя.
Юбилей будут отмечать целую неделю
– Планирует ли театр повышать стоимость билетов на спектакли?
– В этом сезоне мы повысили цены на премьерные спектакли в среднем на 10-20 гривен. Как нам показалось, зритель отнесся к этому с пониманием.
Хочу отметить, что за прошлый год нам удалось вдвое увеличить количество зрителей по сравнению с предыдущим сезоном. А значит – вдвое увеличился и доход театра. Новый сезон тоже начат удачно, сегодня мы сумели заработать в разы большую сумму, чем к концу октября прошлого года.
– Как театр им. Шевченко будет отмечать свой 90-й юбилей?
– В связи с проведением Евро-2012 мы решили перенести празднование юбилея с марта на конец октября-начало ноября следующего года. Планируем цикл мероприятий на целую праздничную неделю и, конечно же, новую премьеру. Какую именно – не скажу, но намекну: в 2012 году будем отмечать 125-летний юбилейный основателя театра Леся Курбаса. В этом же году пройдет и 120-й юбилей Мыколы Кулиша - выдающегося украинского драматурга, и наш театр, безусловно, не может пройти мимо этих событий.
Хочется пригласить на юбилей выдающихся деятелей украинской театральной культуры: представителей театра им. Франка и Заньковецкой, министра культуры, президента – все зависит от того, по какому разряду будем гулять. Хотелось бы с размахом, поэтому надеемся на финансовую помощь города, области и, возможно, Министерства культуры, потому что театр им. Шевченко - один из старейших в Украине.
Личное дело
Александр Аркадьевич Аркадин-Школьник
родился 29 февраля 1952 года в Харькове. В 1969 году окончил харьковскую школу № 4 и поступил работать в ДК ХЭМЗ руководителем театра поэзии. В 1970-м поступил в Харьковский институт искусств им. Котляревского, затем перевелся в Киевский театральный институт им. Карпенка-Карого.
По окончании института был принят в харьковский театр им. Шевченко на должность режиссера. Параллельно преподавал в институте искусств Первой столицы.
В 1986 году уехал на стажировку во МХАТ, сотрудничал в качестве режиссера с московскими театрами, но в 1990-м вернулся в Украину и стал работать в донецком драмтеатре.
С 2008 года вернулся к преподаванию в харьковском институте искусств и стал жить на два города – Харьков и Донецк. С 2010 года – художественный руководитель Харьковского академического театра им. Шевченко
родился 29 февраля 1952 года в Харькове. В 1969 году окончил харьковскую школу № 4 и поступил работать в ДК ХЭМЗ руководителем театра поэзии. В 1970-м поступил в Харьковский институт искусств им. Котляревского, затем перевелся в Киевский театральный институт им. Карпенка-Карого.
По окончании института был принят в харьковский театр им. Шевченко на должность режиссера. Параллельно преподавал в институте искусств Первой столицы.
В 1986 году уехал на стажировку во МХАТ, сотрудничал в качестве режиссера с московскими театрами, но в 1990-м вернулся в Украину и стал работать в донецком драмтеатре.
С 2008 года вернулся к преподаванию в харьковском институте искусств и стал жить на два города – Харьков и Донецк. С 2010 года – художественный руководитель Харьковского академического театра им. Шевченко