Гости ВХ

  • 3950
  •  / 

Какими сюрпризами порадует харьковчан театр Шевченко

фото: Илья Пшеничный

Какими сюрпризами порадует харьковчан театр Шевченко
Гость «Прямой телефонной линии» – художественный руководитель Харьковского академического театра им. Т.Г. Шевченко Александр Аркадин-Школьник.

Зритель жаждет комедий


– Здравствуйте, Александр Аркадьевич, меня зовут Светлана. Расскажите, пожалуйста, чем порадуете зрителей в новом театральном сезоне?

– Новый сезон мы открыли премьерным спектаклем «Спокуса по-італійськи», который очень хорошо был принят зрителем. Более того, с начала сезона все спектакли нашего театра собирают полные залы: и новые, и старые, которые идут не один год – «Ревизор», «Сон в летнюю ночь», «Закон» по пьесе Винниченко. Следующая премьера – драма по пьесе Максима Горького «Последние», выйдет в конце февраля. Это произведение считается одной из вершин драматургии, оно практически не сходит с подмостков разных театров почти 100 лет. В более отдаленных перспективах – потрясающая польская пьеса для семерых актеров-мужчин под названием «Тестостерон» – жесткая и невероятно современная.

– По какому принципу составляется театральный репертуар? Что сегодня привлекает зрителя?

– Как ни странно, в кризисные времена приток зрителей в театры увеличивается: люди ищут позитив, которого не хватает в жизни. Поэтому сегодняшнему зрителю обязательно нужна комедия. Взять тех же «Примадонн», которые на сегодняшний день собрали 20 аншлагов – это безусловный успех.

Также театрального зрителя во все времена будут интересовать три вещи – любовь, вера и смерть. Кроме того, театр, как и история человечества, развивается по спирали – было время, когда на протяжении многих десятилетий весь мир ставил Чехова. Вслед за ним пришло время Горького, и сейчас все повторяется.

«Шельменко-денщик» идет на рекорд


– Александр Аркадьевич, Вас беспокоит Елена. Скажите, пришлось ли вам исключить какие-то спектакли из репертуара?

– В конце прошлого сезона мы списали ряд спектаклей, которые шли на большой сцене, -- «Люче», «Чичиков и Ко» и «Бурлака». На малой сцене из репертуарной сетки ушли «Та, шо слухає кроки» и «Осінні квіти». Ничего страшного в этом нет, во всем мире это нормальная практика.

– Но наверняка существуют постановки, которые идут годами и не теряют актуальности?

– У нас в репертуаре есть уникальный спектакль «Шельменко-деньщик», который идет с 1943 года и через 11 спектаклей у него будет головокружительный юбилей – 2000 раз на сцене. В театре даже существует шутка: «тот не шевченковец, кто не прошел через «Шельменко-денщика». Актерам, которые переиграли в спектакле за все годы, нет числа. Актриса Лидия Погорелова прошла от молодой героини до матушки, которую играет сейчас. Петр Рачинский тоже играет в этом спектакле более 30 лет и сейчас он уже Шельменко, хотя начинал с другой роли.

Мне очень хочется после выхода 2000-го спектакля обратиться в Книгу рекордов Украины и Гиннесса, чтобы внести туда этот спектакль как самый долгоиграющий. Я знаю, что один из великих спектаклей режиссера Джорджо Стрелера «Слуга двух господ» К. Гольдони идет в Европе с 1947 года; более старых, насколько мне известно, – нет.

– Здравствуйте, меня зовут Ирина. Планируете ли вы в новом сезоне ставить спектакли на Малой сцене?

– Конечно, сейчас мы работаем над пьесой японского драматурга Кунио Сумидзу «Актерская гримерка». Это любопытнейшая пьеса для четырех актрис, мне кажется, она будет интересна зрителям. Также планируем обратиться к украинской классике – есть замысел поставить «Оргию» Леси Украинки. Подумываем и о «Фрекен Жюли» Стринберга, которая, возможно, выйдет и на большую сцену.

– А традиционный новогодний спектакль для детей будет?

– Сейчас полным ходом идет подготовка новогоднего спектакля «Кот в сапогах». Ставить его будет режиссер Олег Русов, который сотрудничает с театром Шевченко уже не первый раз. Для нас важно, чтобы дети тоже приобщались к театру, поскольку это наши будущие большие зрители.

Актеры мечтают об автобусе


– Добрый день, вас беспокоит Олег. Есть ли в Харькове серьезные меценаты, которые содействуют развитию театров?

– Пока я с ними не встречался, поскольку недолго работаю на посту худрука. Но уверен: если бизнесу будет выгодно адресно поддерживать какие-то коллективы, они будут это делать, нужны лишь законы, регламентирующие эти отношения. В Европе так и происходит. К примеру, сейчас наблюдается бум немецкого кино, которое никогда не было в лидерах. Так вот оно снимается исключительно за деньги инвесторов. При этом в Германии разработана целая законодательная система для поддержки искусства и культуры. В России, к сожалению, идет обратный процесс: финансирование урезали и московский театральный бум начинает затухать. Как сложится у нас – еще неизвестно, но в мае при поддержке губернатора мы съездили в Киев и показали спектакль «Зойкина квартира» на сцене театра Леси Украинки. Это тоже своеобразный шаг вперед.

– Ходят слухи, что власти собираются выделить театру Шевченко автобус для гастрольных поездок по области?

– Очень хочется, чтобы автобус театру подарили ко дню рождения -- 31 марта 2012 года. Ведь театральное пространство нашей области Харьковом не ограничивается. На многие наши спектакли люди приезжают из области на своих автобусах, но если мы вывезем постановку в районный дворец культуры – это абсолютно другая форма общения.

– Я так понимаю, о гастролях в другие города речи пока не идет?

– Конечно, в юбилейный год хотелось бы выехать с тремя-четырьмя спектаклями хотя бы в Киев. У нас есть ряд постановок, которые запросто можно включить в гастрольный тур – они пользуются безусловным успехом у зрителей, и люди на них пойдут. Но все упирается в финансы. К примеру, донецкий театр объездил все близлежащие областные центры, неоднократно гастролировал в Киеве – у них есть такая возможность. В театре свой грузовой транспорт, перевозящий декорации, и автобус, на котором можно ехать хоть в Европу.

То есть у театра должны быть определенные материальные рычаги – будь то спонсорская помощь или нечто иное. У нас есть мысли о том, чтобы соединить свои усилия с продюсерской компанией, потому что при хорошей рекламе наши спектакли вполне могут вызвать не только творческий, но и коммерческий интерес.

Современной драматургии в Украине нет


– В этом году в театральную труппу влились молодые актеры. Удается ли всех артистов обеспечить работой?

– Сегодня в труппе театра трудится чуть больше 50 человек. При этом за последнее время мы приняли в театр десять молодых артистов – шесть юношей и четырех девушек. Занятость у всех разная: одни больше заняты в центральных ролях, другие – во второстепенных и эпизодах. Такое разделение часто обижает артистов, но в театре не может быть уравниловки…

– Часто ли театральных актеров приглашают сниматься в кино и как вы относитесь к тому, что они отрываются «от производства»?

– Приглашают-то часто, но в силу того что мы отдалены от Киева и Одессы – городов, где есть киностудии, особо размахнуться наши актеры не могут. Поэтому очень многие снимаются у местных режиссеров, в частности, у Игоря Парфенова. Я считаю, что театр должен отпускать артистов на съемки, но не в ущерб спектаклям.

– Здравствуйте, на проводе харьковчанка Марина. Скажите, есть ли в Украине достойные современные драматурги?

– До сей поры я не нашел такого автора. Со смертью Ярослава Стельмаха, моего давнего друга, многие пьесы которого я ставил, я не вижу современного украинского драматурга, с которым хотелось бы работать и воплощать его идеи. Возможно, надо подумать над тем, чтобы переводить современную украинскую прозу на язык сцены, но пока до этого руки не доходят. Хотя для меня этот вопрос очень актуален и я дал себе слово, что буду думать в этом направлении, потому что иногда очень хочется поставить пьесу «живого» автора.

– Александр Аркадьевич, принимают ли участие «шевченковцы» в театральных фестивалях?

– Конечно. Целый ряд наших спектаклей и в прошлом, и в этом году побывал на фестивалях. Взять того же «Войцека», который проехал ряд форумов, три из которых международные. Мы и впредь будем принимать участие в таких мероприятиях, но в силу того что театр им. Шевченко – репертуарный, наша первоочередная задача – завоевать любовь харьковского зрителя.

Юбилей будут отмечать целую неделю


– Планирует ли театр повышать стоимость билетов на спектакли?

– В этом сезоне мы повысили цены на премьерные спектакли в среднем на 10-20 гривен. Как нам показалось, зритель отнесся к этому с пониманием.

Хочу отметить, что за прошлый год нам удалось вдвое увеличить количество зрителей по сравнению с предыдущим сезоном. А значит – вдвое увеличился и доход театра. Новый сезон тоже начат удачно, сегодня мы сумели заработать в разы большую сумму, чем к концу октября прошлого года.

– Как театр им. Шевченко будет отмечать свой 90-й юбилей?

– В связи с проведением Евро-2012 мы решили перенести празднование юбилея с марта на конец октября-начало ноября следующего года. Планируем цикл мероприятий на целую праздничную неделю и, конечно же, новую премьеру. Какую именно – не скажу, но намекну: в 2012 году будем отмечать 125-летний юбилейный основателя театра Леся Курбаса. В этом же году пройдет и 120-й юбилей Мыколы Кулиша - выдающегося украинского драматурга, и наш театр, безусловно, не может пройти мимо этих событий.
Хочется пригласить на юбилей выдающихся деятелей украинской театральной культуры: представителей театра им. Франка и Заньковецкой, министра культуры, президента – все зависит от того, по какому разряду будем гулять. Хотелось бы с размахом, поэтому надеемся на финансовую помощь города, области и, возможно, Министерства культуры, потому что театр им. Шевченко - один из старейших в Украине.

Личное дело
Александр Аркадьевич Аркадин-Школьник
родился 29 февраля 1952 года в Харькове. В 1969 году окончил харьковскую школу № 4 и поступил работать в ДК ХЭМЗ руководителем театра поэзии. В 1970-м поступил в Харьковский институт искусств им. Котляревского, затем перевелся в Киевский театральный институт им. Карпенка-Карого.
По окончании института был принят в харьковский театр им. Шевченко на должность режиссера. Параллельно преподавал в институте искусств Первой столицы.
В 1986 году уехал на стажировку во МХАТ, сотрудничал в качестве режиссера с московскими театрами, но в 1990-м вернулся в Украину и стал работать в донецком драмтеатре.
С 2008 года вернулся к преподаванию в харьковском институте искусств и стал жить на два города – Харьков и Донецк. С 2010 года – художественный руководитель Харьковского академического театра им. Шевченко

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Лента новостей17 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.692 грн
100 USD 2763.51 грн
100 EUR 3262.6 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи