Объясните, пожалуйста, что такое досудебное урегулирование хозяйственного спора и как осуществляется эта процедура? Виктор Владимирович

Как разъяснила и.о. начальника Харьковского городского управления юстиции Рахима Вовк, порядок досудебного урегулирования споров определяется Хозяйственным процессуальным кодексом Украины, если иной порядок не установлен действующим на территории Украины законодательством, регулирующим конкретный вид хозяйственных отношений. Согласно положениям вышеуказанного кодекса, стороны применяют меры досудебного урегулирования хозяйственного спора по договоренности между собой.

Порядок досудебного урегулирования не распространяется на споры:

-- о признании договоров недействительными;
-- о признании недействительными актов государственных и других органов, предприятий и организаций, не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом интересы предприятий и организаций;
-- о взыскании задолженности по опротестованным векселям;
-- о взыскании штрафов Национальным банком Украины с банков и других финансово-кредитных учреждений;
-- об обращении взыскания на заложенное имущество.

Предприятия и организации, нарушившие имущественные права и законные интересы других субъектов, обязаны восстановить их, не ожидая предъявления претензии. Предприятия и организации, чьи права и законные интересы нарушены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав и интересов обращаются к нему с письменной претензией.

В претензии указываются:

– полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и предприятия, организации, которым претензия предъявляется; дата предъявления и номер претензии;
– обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия; доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; ссылки на соответствующие нормативные акты;
-- требования заявителя;
-- сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; платежные реквизиты заявителя претензии;
-- перечень прилагаемых к претензии, а также других доказательств.

Претензия подписывается уполномоченным лицом предприятия, организации или их представителем и направляется адресату заказным или ценным письмом или вручается под роспись. Претензия рассматривается в месячный срок, исчисляемый со дня получения. В тех случаях, когда обязательными для обеих сторон правилами или договором предусмотрено право проверки забракованной продукции (товаров) изготовителем, претензии, связанные с качеством и комплектностью, рассматриваются в течение двух месяцев.
Предприятия и организации, получившие претензию, обязаны удовлетворить обоснованные  требования заявителя. О результатах рассмотрения претензии заявитель уведомляется в письменной форме.

Если претензия отклонена полностью или частично, заявителю должны быть возвращены оригиналы документов, полученных с претензией, а также направлены документы, обосновывающие отклонение. Ответ на претензию подписывается уполномоченным лицом предприятия, организации или их представителем и направляется заказным или ценным письмом или вручается под роспись.

За необоснованное списание в бесспорном порядке претензионной суммы виновная сторона уплачивает другой стороне штраф в размере 10% от списанной суммы.