Одним из заранее разрекламированных Харьковской областной администрацией культурных событий на прошедших праздниках — Дня освобождения Харькова и Дня Государственной Независимости — была торжественная закладка 24 августа камня на место будущего памятника Ивану Мазепе в с. Коломак, где 25 августа 1687 года Иван Мазепа был избран гетманом Левобережной Украины. Вручение гетманской булавы происходило на войсковой Раде в присутствии князя Голицына.

Высокое собрание
Торжественное мероприятие перенесли на субботу, 26 августа, на 10-00. Вместе с милицией, чиновниками и местными жителями набралось около 100 человек. С исторической справкой «по теме» выступил школьный историк Шинкаренко А.А. : «Иван Мазепа — верный сын и патриот украинского народа, выдающийся государственный деятель, остался без наследников и большой(!) собственности, отдал жизнь за свободу от Московского ярма. В 1732 году один очевидец писал, «все забрано Россией на войну, край обезлюдел». Россия нас втягивала в ненужные войны. Голодомор, Вторая мировая война… В сознании людей Иван Мазепа остается предателем, это нужно исправить. Он был выдающимся государственным деятелем Украины. Спасибо областной администрации, что отозвалась на нашу инициативу по установке памятника Ивану Мазепе. Слава Украине!»
Выступил и Мыкола Андреевич, настоятель Свято-Воскресенского Храма: «Иван Мазепа — основоположник Украинской независимости, светлая ему память. В нашем Свято-Николаевском Соборе Иван Мазепа принимал булаву, венчался. Благословляю всех вас. Окропим камень».
Войсковой старшина реестрового казачества Гузенко прочитал стихи, посвященные Ивану Мазепе. Там были такие слова: «СССР — тюрьма народов», «Переяславское рабство», «Украина! Тебя угнетали ляхи, москали, татары и турки», (только почему-то нет: 1) шведов, 2) немцев (Гитлер), 3) французов (Наполеон), 4) грузин (Сталин — голодомор) и 5) украинцев — их было большинство в Правительстве СССР и ЦК КПСС, включая генсеков Н. Хрущева, Л. Брежнева, В. Черненко).
Главными героями Украины провозглашены Степан Бандера, Иван Мазепа, Нестор Махно, Богдан Хмельницкий (что особенно странно — ведь это Хмельницкий, по словам выступающего, передал Украину в «московское рабство»).
Затем был войсковой салют из автоматов и казацких пушек. Молодые люди, прекрасно смотревшиеся в традиционном казацком антураже, справно обращались с пушками. Ничего в этом удивительного не было — ребята с гордостью заявили, что они, оказывается, казаки бутафорские, а на самом деле — курсанты училища национальной гвардии!
Своим присутствием действо освящали Арсен Аваков, Петр Ющенко, Ярослав Ющенко, Василий Третецкий.
Присутствовали также Мазепа Николай Николаевич — атаман Харьковского реестрового казачества, и его сподвижник Дубровский М.Л. , знаменитые тем, что в 2002 году, в Страстную пятницу, были на приеме у Римского папы, поклонились ему и подарили булаву. Фото, запечатлевшее это историческое событие, ныне украшает офис самого Мазепы. Так что боевой клич Запорожских казаков — «За землю русскую, за веру православную» — тут, как говорится, неуместен. Дело Мазепы живет и побеждает теперь уже среди нового реестрового качества.
Кое-что из истории славного гетмана
Как известно, И. Мазепа получил иезуитское воспитание и был постельничьим у польского короля Яна Казимира. То есть он был поляком, католиком. Тайным католиком он, видимо, и остался, мечтая сдать Украину польской короне.
Как же он попал в ряды казаков? Существует красивая легенда. Молодому Мазепе «посодействовал» в этом супруг одной из знатных польских дам, раскрывший его интрижку с чужой женой. Обмазанного в дегте и вывалянного в перьях Мазепу привязали к лошади и выпустили в чисто поле. Казаки в этом чистом поле, которые ничтоже сумняшеся убили и ограбили бы любого поляка, его, обиженного, пожалели — спасли, выходили. И пригрели.
Гетман Дорошенко, у которого Мазепа числился в писарях, однажды направил его во главе дипломатической миссии к крымскому хану. Как известно, Дорошенко не раз приглашал татар «набежать» на Русь для противодействия российской администрации, платой за что было полное разорение и поголовный угон в рабство жителей этих территорий. И в этот раз в качестве подарка Мазепа вел хану ясырь — православных рабов. В пути на «делегацию» напал легендарный харьковский полковник Сирко, чтобы освободить соплеменников из рук, как он считал, татар, ведущих их в плен.
Обнаружив печальную истину, Сирко уже было решил казнить предателя Ивана Мазепу, да бедняжка такую «лапшу навесил» казацкому полковнику, что тот отпустил его со словами, что, мол, этот человек еще много пользы принесет.
Мазепа очаровывал и российских властителей своими европейскими манерами, знанием языков. Вникнув в дела, завязав необходимые связи и интриги, Иван Мазепа прорвался к гетманской булаве. А путь к ней лежал, в частности, через князя Голицына. Благоприятному исходу дела способствовали неудача в крымском походе, которую списали на гетмана Ивана Самойловича, и крупная взятка самому Голицыну (командующему русской армией). Доказательства взятки — в письме самого Мазепы к Петру 1. Когда царь отправил впавшего в немилость Голицына в ссылку, Мазепа попросил царя взяточку вернуть из конфискованного имущества князя. И перечислил детально все ее составные части.
Но это после, а пока — Иван Мазепа принимает булаву в селе Коломак и одновременно дает клятву верности Русскому Царю, целуя при этом крест.
Иван Мазепа понимал, какую ненависть к себе он возбуждал олигархической жадностью (богатейший помещик Европы), многочисленными казнями конкурентов и честных казаков, сигнализировавших о его неблагонадежности и тайной переписке с поляками. Он выпросил у Петра Первого полк стрельцов, а за свой счет содержал несколько тысяч сердюков — польских наемников. Своих казачков к охране собственного тела не подпускал на пушечный выстрел. Отца своей возлюбленной Матрены, войскового судью Кочубея и полковника Искру замучил пытками до смерти за письма Петру Первому о готовящейся измене. Петр не хотел верить в измену умного, старого и богатого олигарха с европейским лоском. И казаков, верных клятве и присяге, отдавал Мазепе на растерзание.
После Полтавской битвы Мазепа предложил Петру за свою полную реабилитацию выдать шведского короля. Но царь предложение отклонил и пытался выкупить Мазепу за фантастическую сумму у турецкого султана — в Бендеры, в зону ответственности султана, ушел гетман-предатель. Но султан отказался. Видимо, Мазепа предложил больше…
По преданию Мазепа в Румынии и умер. Плохо умирал — вши заедали. В Румынии, где, очевидно, почитают тех, кто действовал в их интересах, ему поставили памятник.
По причине государственной измены, предательства и клятвопреступления Иван Мазепа Синодом Русской православной церкви был предан анафеме (церковному проклятию). По церковному канону все православные, вступающие в отношения с преданным анафеме, принимают на себя грех клятвопреступника.
На ком же грех?
Возвратимся к нашей истории — истории с памятником в Коломак. Атаман Харьковского казачьего полка Игорь Ягодка утверждает, что на координационной казачьей Раде в этом году рассматривался вопрос о памятнике в присутствии Ярослава Ющенко. Увековечить Ивана Мазепу предлагалось вместо Якова Свердлова, на Полтавском шляхе. Казаки идею отвергли. И, не добившись инициативы снизу, обладминистрация открыто взяла ее на себя. Вместе с соответствующим грехом, который, как косвенно подтвердил на пресс-конференции 21 августа Василий Третецкий, не захотела взять на себя ни одна общественная организация.
— Обладминистрация чувствует в себе такие силы, чтобы бороться за отмену церковного проклятия Мазепе? — такой вопрос был задан уже после «водружения камня» 28 августа на пресс-конференции Ярославу Ющенко.
Заместитель главы облгосадминистрации ответил, что «таких сил у администрации нет, но Мазепа все равно — выдающийся государственный деятель».
Стоит отметить, что попытки сделать Мазепу героем Украины, а следовательно, превратить в сознании наших граждан грех предательства Русско-Украинского Союза в достоинство и доблесть, предпринимались и раньше — с портретом Ивана Мазепы напечатана наша десятигривенная банкнота. Для сравнения обратим взгляд на доллар США: на нем написано нечто действительно объединяющее — «IN GOD WE TRUST» (в бога мы веруем). А на наших: национальный герой — взяточник и предатель (двойной степени), преданный анафеме (церковному проклятию) канонической, традиционной церковью…
Не этот ли образ, въедаясь в подсознание, как бы оправдывает наглую олигархическую приватизацию, чиновничье взяточничество и предательство как основной способ жизни сегодняшних «сливок общества»? Мазепинство — диагноз и приговор, подстрекательство к преступлению, что само по себе является преступлением.
Заметим, что фигуры Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого, Богдана Хмельницкого на наших дензнаках протеста не вызывают. Наоборот, выражают идеи консолидации, уважения ко всем живущим в Украине со времен Киевской Руси народам, идеи духовного и культурного стандарта, без которых немыслимы товарно-денежные отношения, а значит, и формирование единой политической нации. Ведь эти отношения устанавливаются только между людьми, которые доверяют друг другу, через использование средств обмена с символами, выражающими это доверие.
Внедрение болезнетворного вируса предательства, ревизия исторического значения каноничной православной церкви и традиционных наших ценностей, роли СССР и антигитлеровской коалиции в разгроме немецкого фашизма, отношение граждан Украины к идеологии этого фашизма, статусу русского языка и принципам отбора национальных героев — тесно связаны. И история с будущим памятником в Коломаке — только пункт в череде мероприятий по разрушению народной памяти и традиций.