Ласковыми, хитрыми, вопящими от страха – такими воспринимает обычные камни архитектор Владлен Семенов. Даже в обычной морской гальке он видит душу и узнает «свои» экземпляры среди тысяч.

В галерее «Искусство Слобожанщины» открылась его выставка резьбы по камню «Геммы-образы». Уникальность камней мастер обнаружил еще в юности.

– Увлечение камнями пришло лет 35-40 назад, когда я студентом проходил практику во Львовской области, – рассказывает Владлен Семенов. – Я обдумывал, какой подарок сделать молодой жене. Гулял по берегу речки, где было много окатанной гальки. Я нашел плоский камень, вырезал на нем лицо, сделал отверстие, вставил лесочку и подарил. А потом поехал в отпуск и увидел, что на пляже таких камней очень много и они на меня смотрят. Я купил нож, надфили и начал открывать в камнях лица. Вначале я собирал окатыши на пляжах в Сочи, Коктебеле, Абхазии. Затем круг поисков расширился – стал «промышлять» в горах. Это было даже не увлечение, а откровение. Я видел, что в камнях заключены образы.

Автор предпочитает работать с обычной галькой, кварцем, песчаником, вулканическими породами. А еще покупает камни из Пакистана, Германии, Польши. Для любителей эти камни просто красивы, а он ищет в них «личность».

Владлен Семенов старается как можно меньше вмешиваться в вековую историю камней – он лишь штрихами открывает в них пластику и душу. В коллекции архитектора – около 300 гемм: эмоции, аллегории, ощущения, мифы, былины, исторические герои. У каждого камня – свой темперамент и характер. Камень с мелкими вкраплениями «представился» ученому Анджелой Дэвис, камень с профессорской шапочкой сказал, что он Нестор Летописец, еще в одной находке Владлен Семенов увидел сильную энергетику, а также нос и усы – камень оказался гоголевским Остапом.

– Если я не вижу в камне чего-то – я его не беру, – делится автор. – А если он особенный – я сразу даю ему имя. Лежит камень – и я понимаю, что это Чапаев: у него есть усы, какая-то щелочка-хитринка. Или Трактирщик: с одной стороны, уверенный каменюка, а с другой – видно, что он такой хитрован! Или Апа – по-узбекски «мама» – очень ласковый камень.

В коллекции художника есть пары и группы минералов, найденных в разное время. Но они явно искали друг друга, и когда нашлись – были созданы, например, «Кипчаки», «Падре и его семья» и «Мафиози». Его «модели» очень эмоциональны: в коллекции есть «Вопль», «Кошмар», трагический «Холокост». Камни заглядывают или очень глубоко в века или отвечают на сегодняшние и завтрашние вопросы.

На творческом счету Владлена Семенова – около двух десятков выставок, и с его каменными персонажами познакомились не только харьковчане. Его работы видели в России, США, Италии. Но особенно дорога Семенову выставка на харьковском авиазаводе: после выставки рабочие написали очень трогательные отзывы. Мастер мечтает показать свои камни на харьковских предприятиях и в вузах.

Экспозиция будет работать до 12 ноября.

Досье
В 1975-85 гг. Владлен Семенов возглавлял харьковскую организацию Союза архитекторов Украины, в 1982-94 гг. был главным архитектором Харькова.