9 ноября в издании «Вечерний Харьков» начальник Харьковской областной таможни Сергей Иванов дал интервью, разъяснив положения нового Таможенного кодекса.
Новый Таможенный кодекс Украины в силу с 1 января 2012 года вступает. Документ предусматривает существенное упрощение всех таможенных процедур, а также уменьшение влияния «человеческого фактора» на процесс и результат таможенного оформления товаров.– Сергей Владимирович, какие позитивные моменты для предпринимателей вы бы отметили в новом Таможенном кодексе?
– Здесь собраны положения, которые ранее содержались в различных законах и подзаконных актах. Теперь предприниматель сможет открыть один документ и иметь возможность найти в нем необходимую информацию о его импортно-экспортных операциях. Он спокойно сможет самостоятельно просчитать время, которое понадобится ему на доставку товаров, их таможенное оформление, а также узнать, какие налоги нужно будет заплатить.
– Изменится ли теперь процесс таможенного оформления?
– Очень большое внимание уделено использованию современных электронных систем и технологий, позволяющих сократить время прохождения товаров через таможню, минимизировать субъективное влияние на принятие решений и уменьшить количество бюрократических процедур. Новый кодекс позволяет использовать электронное декларирование всем желающим предпринимателям без всяких ограничений и во всех таможенных режимах.
– Вводит ли новый кодекс специальные упрощенные таможенные процедуры для добросовестных предпринимателей?
– Украинские предприниматели, которые длительное время работают на рынке, не имеют задолженностей и не допускают существенных правонарушений, а также имеют квалифицированный персонал, смогут получить статус уполномоченного оператора экономической деятельности. В настоящее время функционирует ограниченный по форме и процедуре использования механизм применения «режима наибольшего благоприятствования» при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Лица же, которые получили этот статус, будут иметь разрешение на упрощение процедур таможенного контроля и оформления.
Кодекс позволяет предпринимателям самостоятельно выбирать таможню, в которой они будут декларировать товары. Кроме того, предприниматели уже могут не тратить время на проведение классификации большого количества различных наименований товаров, как, например, автомобильных запчастей, а по своему желанию задекларировать все эти запчасти под одним товарным кодом, которому будет соответствовать наибольшая ставка пошлины.
– А что говорится в кодексе о борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил?
– Новый кодекс освобождает предпринимателей от ответственности за допущенные ими непреднамеренные ошибки, введено урегулирование вопросов нарушений таможенных правил на основе компромисса. «Компромисс в таможенном деле» – это когда при выявлении нарушения таможенных правил товары могут быть пропущены через таможенную границу Украины до завершения рассмотрения дела об этом нарушении. Но только при условии, что такие товары не подлежат конфискации и не потребуются в дальнейшем в процессе производства по делу или в случае, когда декларант уплачивает все налоги или представляет гарантию их оплаты.
Кроме того, товарная контрабанда переведена из разряда уголовных преступлений в состав административных правонарушений. Сокращен перечень видов нарушений таможенных правил и изменены взыскания, применяемые за их совершение. Установлено 18 видов правонарушений, за совершение пяти из которых предусмотрено взыскание в виде конфискации (ранее было 27 и 11 соответственно). Изменено правило изъятия транспортных средств в связи с нарушениями таможенных правил. Сохранилось только три случая, когда такие ТС могут быть конфискованы: когда на них перевозились запрещенные к ввозу в Украину товары, когда эти транспортные средства перемещались между пунктами пропуска и когда в транспортных средствах были специально изготовлены хранилища.
Кроме этого, в целях недопущения необоснованных задержек транспорта, осуществляющего международные перевозки грузов, их владельцам предоставляется право выгружать товары на склады временного хранения в зоне деятельности таможен назначения без согласия импортера. В настоящее время владельцы ТС и водители являются заложниками импортеров, использующих авто как «склады на колесах».
– Владимир Иванович, как Харьковская областная таможня борется с контрабандой и нарушениями таможенных правил?
– За 10 месяцев 2011 года в таможне возбуждено 45 уголовных дел на общую сумму 5 млн 758 тыс. грн. В 35 случаях предметами контрабанды были наркотические средства общим весом 7,516 кг (ст. 305 УКУ), в 11 случаях – вазелиновое масло, сантехнические изделия, историко-культурные ценности, сильнодействующие лекарственные средства, штык-нож, телескопическая дубинка, ткань, корма для рыб, одежда (ст. 201 УКУ).
Задокументировано 1073 протокола о НТП на общую сумму 59 млн 346 тыс. грн. Это на 149 протоколов и на 23 млн 776 тыс. грн. больше показателей прошлого года.
– Определена ли в новом кодексе ответственность должностных лиц таможни?
– Новый Таможенный кодекс существенно расширяет права предпринимателей в части обжалования решений, действий и бездействия таможенных органов и их должностных лиц. Новизной кодекса является определение правил, по которым ущерб, причиненный предприятию неправомерными действиями должностных лиц таможенного органа при проведении проверки, возмещается за счет средств государственного бюджета в порядке, установленном законом.