В пятницу в рамках Европейских политических дебатов состоялся «круглый стол» – «Модернизация системы государственного управления в Украине в контексте европейского опыта публичного администрирования».

Эксперты и политологи искали ответ на вопрос, какая модель государственного управления наиболее эффективна в Украине.

«Круглый стол» проходил на базе Харьковского регионального института Национальной академии государственного управления при президенте Украины. Участники дискуссии обсудили украинский опыт модернизации системы государственного управления и европейские стандарты публичного администрирования.

– Как мы в Украине видим международный опыт государственного управления? – задает тон разговора заместитель директора Харьковского регионального института Национальной академии государственного управления при президенте Украины политолог Владимир Никитин. – Назвали управления департаментами, прочитали хорошие книги, съездили за границу посмотреть... Но в Европе работает, а у нас нет.

По словам политолога, в мире существует три системы управления государством. Первая модель – государство, построенное по принципу большой финансовой корпорации. Система, применяемая в ряде европейских государств, работает как часы, но имеет один существенный недостаток – простые жители перестают интересоваться внутренней жизнью страны.

– Если машина работает, то зачем интересоваться? Это приводит к низкой политической активности граждан. Например, когда в Украине на последних выборах явка была 35%, это была катастрофа. А в Европе 15%–20% – уже давно норма, – отмечает Владимир Никитин.

Европейские политические дебаты: харьковчане приблизили Украину к Европе


Вторая система, возникшая в 2000 годах, называется системой «доброго управления», то есть управление государством происходит через общественность. Но на постсоветском пространстве в силу устоявшихся традиций эта система работает с трудом.

– Начальник думает: «Как я выйду к народу? Я же начальник!». А народ думает: «Моя хата с краю» – и решения не принимает, – размышляет Владимир Никитин.

В Харькове обсуждают перспективы евроинтеграции Украины


И, наконец, третья система работает в странах со слабыми демократическими традициями – здесь делается упор на укрепление государства.

– Сегодня в Украине мы можем выбирать из всех трех моделей. Но ни одна из них в чистом виде работать не может. Как объединить командную систему и внести в нее личную ответственность, сохранить командность и в то же время сохранить инициативу? Это задача задач, – резюмирует политолог.

– В отдельно взятых государствах Евросоюза публичное управление имеет свои особенности, – продолжает тему заведующий кафедрой внешней политики и национальной безопасности Харьковского регионального института Национальной академии государственного управления при президенте Украины Александр Труш. – Изучение зарубежного опыта показывает, что общей тенденцией в Европе является децентрализация власти, распределение полномочий в первую очередь в пользу местного самоуправления.

Ведущие политологи высказали свои видения евроинтеграции Украины


Участники «руглого стола» отметили, что Украина должна как можно скорее перенять этот европейский опыт.

– Вопрос местного самоуправления в Украине сейчас особо актуален. Потому что у громад до конца не выстроена система, которая позволяла бы им ответственно управлять на уровне села, поселка, района и даже области, – считает депутат Харьковского областного совета, члена комиссии по вопросам социально-экономического развития региона, инвестиций, международного и межрегионального сотрудничества Наталья Левченко. – Поэтому когда приходят к власти руководители на местах – неважно, это сельский голова, или городской, или депутаты местных советов, – они имеют недостаточно возможностей реализовывать свои политические обещания на выборах. Кроме того, у нас не решен вопрос разведения полномочий местных советов и местных администраций. Это то, чем сильна Европа, – регионализм и власть местного самоуправления.