В четверг городская ГАИ провела на дорогах Харькова операцию «Зимняя шина»: инспекторы проверяли, как владельцы подготовили автомобили к морозной погоде. Во всеоружии оказались единицы водителей.
В четверг утром уличный термометр показывал -11 градусов Цельсия. Настолько низко температура в этом сезоне еще не опускалась. При таких погодных условиях, говорят специалисты, колеса всех автомобилей уже должны быть оснащены шинами, предназначенными для езды в зимний период.– Зимняя резина становится актуальной при снижении температуры до -5 градусов. Но сигналом для смены резины должны стать уже первые ночные заморозки – даже, возможно, в конце октября, – говорит преподаватель областной автошколы Всеукраинского союза автомобилистов Михаил Чередниченко.
В отличие от европейских стран, где законодательно предусмотрен обязательный переход на зимнюю резину в определенный период года, в Украине жестких правил нет. Единственное, за что работник ГАИ может предъявить водителю претензии – за так называемую «лысую резину».
– На сегодняшний день госавтоинспектор может составить админпротокол по ст. 121 по техсостоянию транспортного средства в том случае, если остаточная высота протектора меньше чем 1,6 мм. Предусматривается штраф в размере от 340 до 425 грн. В остальных случаях четких ограничений по применению летней и зимней резины пока нет, – рассказывает старший инспектор отдела ГАИ Харькова Олег Никоненко.
Водители пользуются этим законодательным «провалом» и по возможности затягивают смену колес. Среди них бытует стойкое убеждение: «переобувать» машину необходимо только после того, как выпадет снег. Между тем госавтоинспекторы настаивают: это миф.
– На технические свойства резины и, соответственно, безопасность дорожного движения влияет в первую очередь температура воздуха. Под воздействием низких температур летняя резина твердеет, что отражается на скорости автомобиля: тормозить и маневрировать становится сложнее.
Специалисты приводят пример: по правилам дорожного движения тормозной путь легкового автомобиля, двигающегося со скоростью 40 км/ч, составляет 14,6 м – при условии соответствующих сезону покрышек.
– Если будет резина летняя, то тормозной путь увеличится на 20%. То же касается так называемой всесезонной резины. Это еще один миф. Сохранить одинаковые свойства материала при разных погодных условиях невозможно, – утверждает Михаил Чередниченко.
В итоге, по статистике ГАИ, около 70% ДТП в зимний период происходят из-за шин, не соответсвующих погодным условиям.
Чтобы хоть частично предотвратить тяжелые последствия несвоевременной смены колес, инспекторы ГАИ в зимнее время регулярно проводят профилактические рейды. Первая в этом сезоне операция «Зимняя шина» прошла на проспекте 50-летия ВЛКСМ. Из двух десятков автомобилей, остановленных инспекторами ГАИ за полчаса, полностью готовыми к зиме оказались только трое водителей. В остальных случаях автомобили либо имели «летние» колеса, либо, что чаще, были оснащены только двумя зимними шинами.
– У меня заднеприводный автомобиль, поэтому я зимнюю резину ставлю только на задние колеса. Я не первый год за рулем, мне этого достоточно, -- выразил общую точку зрения водитель «Москвича» Александр.
Между тем в госавтоинспекии с таким мнением несогласны.
– Зимняя резина должна быть и на задней, и на передней оси. Хотя по рисунку протектора она может быть разной. Например, на задней оси – с шипами, на передней – без. Важно, чтобы колеса были одинаковыми на одной оси, – рассказывает Олег Никоненко.
Основной причиной, которая мешает своевременной смене шин, водители называют материальные проблемы.
– Все дорожает. Если в прошлом году зимняя резина стоила около 500 грн. на одно колесо, то сейчас около 700, – сетует водитель «Жигулей» Игорь Николаевич.
В ГАИ с этим фактом не спорят, однако скидок «на бедность» не делают.
– Зимняя резина – это жизнь не только водителя, но и пешеходов. Даже если на дорогах сухо, нужно помнить – погода может измениться внезапно и асфальт за минуты покроется льдом. Кроме того, могут происходить аварии на городских коммуникациях, что при минусовых температурах также может создать гололед, – напоминает Олег Никоненко.