Чешские трамваи, которые для Харькова приобрели в Праге, – в очень хорошем техническом состоянии.

Об этом заявил владелец частной чешской фирмы МVO Invest – непосредственный участник соглашения. Также он объяснил, почему Украина заплатила в разы больше за технику, чем она сейчас стоит в Праге.

В сообщениях СМИ, которые писали о том, что Харьков этой осенью переплатил за старые чешские трамваи, значился загадочный продавец. Отныне продавец известен: им является владелец чешского, точнее – пражского частного транспортного предприятия МVO Invest Карел Кун. На просьбу дать разъяснения по этому делу он откликнулся охотно и сразу.

В частности, Карел Кун заявил, что изначально в деле закупки трамваев велись переговоры с фирмой МVO Invest, а не с Транспортным предприятием Праги, как сообщали в Украине. Именно к Карелу Куну обратились представители одной транспортной фирмы в Харькове, которую, руководствуясь условиями договора, он не назвал. Зато точно назвал число проданных трамваев в Харьков.

«В подписанном договоре значится 10 трамваев, из которых шесть уже были доставлены в Харьков, еще четыре готовятся к отправке, – говорит он. – Относительно цены, то она до копейки соответствует договору, то есть продавец получил только сумму за трамвай, а покупатель, кроме этого, покрыл расходы на транспортировку, НДС, пошлины, то есть эта сумма в Украине отличается от той, которую получили в Праге» .

По данным чешской фирмы, она сама закупила трамваи по цене 70-100 тысяч крон (примерно 3,8-5,5 тысяч долларов), в зависимости от состояния техники. А цена, которую пришлось заплатить в Украине, намного выше из-за высоких сопутствующих расходы, объясняет чешский предприниматель.

Как сообщил Карел Кун, стоимость транспортировки одного трамвая из Праги в Харьков составляет 150 тысяч крон (более 8 тысяч долларов), это по ценам чешского перевозчика, поскольку речь идет о нестандартном большой грузе. Харьковчане за транспортировку трамваев платили сами, поэтому Кун не знает, во сколько им это обошлось.

Кроме оплаты перевозки, харьковчанам пришлось еще позаботиться о высоких ввозных пошлинах на подержанную технику на украинской границе. Поэтому Карел Кун считает, что окончательная цена одного трамвая, озвученная в харьковской мэрии, – 150-160 тысяч гривен (20 тысяч долларов), – как раз объясняется высокими сопутствующими платежами.

Не меньшее удивление в Праге вызвали слухи о том, что приобретенные Харьковом трамваи устаревшие, списанные и не соответствуют техническим нормам. Трамваи вполне в порядке и могут служить еще много лет, отметил Карел Кун.

«Я бы приравнял трамвай к недвижимости, то есть, если вы за недвижимостью, в данном случае за трамваем, ухаживаете хорошо, о нем заботитесь, то его практически можно эксплуатировать бесконечно, – замечает он. – Относительно этого в Праге, например, есть точно установленные лимиты технического ухода за трамваем. Например, после 50 000 наезженных километров в трамвае обязательно меняют отдельные части – тормоза, колеса. Эти технические лимиты установлены чешским законом. Иными словами, наши харьковские трамваи в очень хорошем техническом состоянии».

Карел Кун отмечает, что чешская Škoda совершенствует свое производство, а следовательно Прага постепенно вводит в эксплуатацию новые, современные, оснащенные компьютерной техникой трамваи. Именно этим объясняется продажа за границу чешских трамваев старшего поколения, а не их техническими недостатками, горит чешский предприниматель. Кроме Украины, такими чешскими трамваями последнее время заинтересовалась Южная Корея.